закрыть

Дела судебные

Дела судебные

Дела судебныеОбществоПубликации

Электронная жалоба — Об изменении Закона Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц

Закона Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц

Update 2023 год: с 02.01.2023 вступила в силу новая редакция Закона, пунктами 1 и 3 статьи 25 которого определено, что электронные обращения подаются в государственные органы и иные государственные организации посредством системы учета и обработки обращений (далее – СУОО) – https://обращения.бел (предварительно заявителю необходимо пройти процедуру регистрации в СУОО). Специальные рубрики на официальных сайтах организаций применяться не будут, полученные на адрес электронной почты обращения рассматриваться перестанут. Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством СУОО, за исключением случая, когда заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ. Требования, предъявляемые к электронным обращениям физических лиц, закреплены в п.2 ст.25 и п.1, абз.абз.2 – 4 п.2 ст.12 Закона.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.07.2022, 2/2896
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 июня 2022 г. № 176-З
Об изменении Закона Республики Беларусь
«Об обращениях граждан и юридических лиц»
Принят Палатой представителей 31 мая 2022 г.
Одобрен Советом Республики 16 июня 2022 г.
Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» следующие изменения:
1.	В статье 1:
после абзаца пятого дополнить статью абзацем следующего содержания:
«государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее - система учета и обработки обращений) - информационная система, предназначенная для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу;»;
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«электронное обращение - обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений;»;
в абзаце тринадцатом слова «качестве производимых (реализуемых) ими» заменить словами «реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, качестве реализуемых».
2.	Статью 3 изложить в следующей редакции:
«Статья 3. Право заявителей на обращение
1.	Граждане Республики Беларусь реализуют право на обращение путем подачи (внесения):
письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) и устных обращений в организации;
электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации;
замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги.
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели реализуют право на обращение путем подачи:
письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) и устных обращений в организации;
электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации.
2.	Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
3.	Право на обращение реализуется заявителями добровольно. Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные
интересы других лиц, наносить ущерб национальной безопасности и интересам общества и государства, создавать препятствия законной деятельности организаций.».
3.	В части первой пункта 1 статьи 5 слова «сведения о личной жизни» заменить словами «персональные данные и информацию о частной жизни».
4.	В статье 6:
в пункте 2:
из абзаца четвертого слова «в ходе личного приема» исключить;
дополнить пункт абзацами следующего содержания:
«когда заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.»;
часть первую пункта 3 дополнить словами «, а также может размещаться в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет»;
из пункта 5 слова «Президентом Республики Беларусь» исключить.
5.	В статье 7:
абзац третий изложить в следующей редакции:
«знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению их обращений (за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено), в том числе делать выписки из этих материалов, осуществлять их фотосъемку;»;
после абзаца седьмого дополнить статью абзацем следующего содержания:
«применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием;».
6.	Абзац второй статьи 81 после слова «документы» дополнить словами «(их копии)».
7.	В статье 9:
абзац шестой дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом»;
после абзаца десятого дополнить статью абзацем следующего содержания:
«представлять в пятнадцатидневный срок документы (их копии) и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях, организациям, индивидуальным предпринимателям, запросившим такие документы (их копии) и (или) сведения. Требования настоящего абзаца не распространяются на случаи представления документов (их копий) и (или) сведений на возмездной основе, а также на иные случаи, предусмотренные законодательными актами;».
8.	В части второй пункта 1 статьи 10 слова «по почте» заменить словами «посредством почтовой связи».
9.	Абзац второй пункта 2 и абзац второй пункта 3 статьи 12 после слова «должность» дополнить словами «и (или) фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы».
10.	В статье 14:
пункт 1 дополнить частью следующего содержания:
«Если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности предоставления ему такой информации.»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются в случаях, если:
в обращениях отсутствуют какие-либо рекомендации, требования, ходатайства, сообщения о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций;
обращения содержат только благодарности;
обращения содержат просьбу заявителя не направлять ответ на обращение.».
11.	В статье 15:
в пункте 1:
в абзаце четвертом слова «производимых (реализуемых) ими» заменить словом «реализуемых»;
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
«обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.»;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием;
заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение;
обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.»;
в пункте 4 слово «второй» заменить словом «четвертой».
12.	Статью 16 изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Отзыв обращения
1.	Заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного или электронного заявления.
2.	В случае отзыва заявителем своего обращения организация, индивидуальный предприниматель прекращают рассмотрение такого обращения по существу без уведомления об этом заявителя.
Заявителю возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению.».
13.	В статье 17:
в пункте 1:
из части первой слова «организации, индивидуального предпринимателя» исключить;
в части четвертой:
после слова «рассмотрения» дополнить часть словами «замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений индивидуального предпринимателя, а также»;
слово «отсутствующим» заменить словами «которые отсутствуют»;
часть первую пункта 2 после слова «соответствующее» дополнить словами «дню регистрации обращения».
14.	Часть вторую пункта 1 статьи 20 дополнить словами «, а также на официальных сайтах организаций в глобальной компьютерной сети Интернет».
15.	Пункт 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«1. Книга замечаний и предложений ведется в организации, у индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
Книга замечаний и предложений также ведется в обособленном подразделении организации, указанной в части первой настоящего пункта, которое расположено вне места ее нахождения, и в местах реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг организациями, индивидуальными предпринимателями, указанными в части первой настоящего пункта.
В книгу замечаний и предложений вносятся замечания и (или) предложения о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, качестве реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, не касающиеся качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, оставляются без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.».
16.	Статью 25 изложить в следующей редакции:
«Статья 25. Рассмотрение электронных обращений
1.	Электронные обращения подаются в государственные органы и иные государственные организации посредством системы учета и обработки обращений и подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Предоставление государственным органам и иным государственным организациям, а также заявителям доступа к системе учета и обработки обращений осуществляется бесплатно. Использование информационных ресурсов (систем) государственных органов и иных государственных организаций в целях функционирования системы учета и обработки обращений осуществляется бесплатно.
Предоставление информации об обращениях из системы учета и обработки обращений без согласия граждан, их представителей или юридических лиц, о которых запрашивается информация, допускается для целей рассмотрения обращений этих граждан, их представителей или юридических лиц вышестоящим организациям, а также другим государственным органам и иным государственным организациям в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Порядок внесения государственными органами и иными государственными организациями информации в систему учета и обработки обращений, порядок предоставления государственным органам и иным государственным организациям, а также заявителям информации из этой системы, порядок идентификации (авторизации) заявителей в системе учета и обработки обращений, иные вопросы, связанные с функционированием системы учета и обработки обращений, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Владелец системы учета и обработки обращений и ее оператор, обеспечивающий в том числе технические условия для функционирования системы учета и обработки обращений, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
2.	Электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1, абзацами вторым-четвертым пункта 2 либо абзацами вторым-пятым пункта 3 статьи 12 настоящего Закона.
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.
Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы. Текст обращения должен поддаваться прочтению. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
При несоблюдении требований, установленных частями первой-третьей настоящего пункта, электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 настоящего Закона.
3.	Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящего пункта.
На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случае, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ.».
17.	Дополнить Закон статьей 251 следующего содержания:
«Статья 251. Рассмотрение обращений, носящих массовый характер
1.	Если поступающие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.
2.	После размещения на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, последующие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания не подлежат рассмотрению и ответы (уведомления) на них заявителям не направляются.».
Статья 2. Электронные обращения, поступившие в государственные органы, иные организации (должностным лицам), а также замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, до вступления в силу настоящего Закона подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Закона.
Статья 3. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
обеспечить внедрение государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц;
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
статьи 1 и 2 - через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;
иные положения - после официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь	А.Лукашенко
далее
Дела судебныеСтатьи

Психические страдания

психические страдания

ИСТЯЗАНИЕ, преступление против здоровья, предусмотренное УК И. выражается в умышленном причинении продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическом нанесении побоев, не повлёкшем причинение менее тяжкого или тяжкого телесного повреждений. И. может совершаться 2 самостоятельными способами:

1) умышленное причинение продолжительной боли или мучений, вызывающих особые физические и психические страдания; 2) систематическое нанесение побоев.

В первом случае И. связано с причинением особых физических или психических страданий жертве. Физические страдания являются следствием совершения в отношении потерпевшего действий, связанных с причинением продолжительной боли или мучений. Такие действия весьма разнообразны – щипание, сечение, избиение плетью, укусы, втыкание иголок под ногти, защемление пальцев, вырывание волос, причинение множественных, но небольших повреждений тупыми или остроколющими предметами, воздействие термических факторов, принуждение к потреблению несъедобных предметов, испорченных продуктов, длительное лишение питья, пищи, тепла и др. Психические страдания вызываются физическим воздействием на человека и означают его глубокие переживания чувства униженности, оскорбленности, страха и др. Действия, порождающие страдания, могут совершаться над потерпевшим как несколько раз, так и однократно. В последнем случае виновный рассчитывает на причинение особенно мучительной боли своей жертве, вследствие сильного, отличающегося особой интенсивностью или продолжительностью, воздействия. Второй способ совершения И. связан с нанесением потерпевшему побоев. Побои могут выступать в качестве способа совершения И. лишь при систематичном их причинении. Систематичность означает нанесение побоев одному и тому же лицу не менее 3 раз за определённый промежуток времени. Для признания побоев И. необходимо, чтобы таковые образовывали определённую линию поведения виновного в отношении одного и того же человека, выражающуюся в стремлении подавлять и унижать личность потерпевшего. К И. могут быть отнесены только умышленные действия виновного, а именно, совершенные с прямым умыслом. И., выразившееся в причинении потерпевшему менее тяжких или тяжких телесных повреждений, рассматривается как соответствующее преступление против здоровья, предусмотренное ч.2 ст.149 или п.3 ч.2 ст.147 УК. Преступление, предусмотренное ч.1 ст.154 УК, относится к делам частного производства, вследствие чего привлечение виновного за простое И. осуществляется по требованию потерпевшего. Повышенную ответственность за И. (ч.2 ст.154 УК) законодатель устанавливает в случаях, когда такое воздействие осуществляется виновным в отношении заведомо:

1) беременной женщины, 2) несовершеннолетнего, 3) лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении.

И. также выступает в значении:

1) способа совершения многообъектных преступлений; 2) формы физического насилия (насилие физическое).

Психические страдания
Психические страдания

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
• В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», под домашним насилием понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:
• умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1. КоАП — (в прежней редакции КоАП — ст. 9.1));
• оскорбление (статья 10.2. КоАП);
• мелкое хулиганство (статья 19.1 КоАП).
Все люди имеют право на жизнь БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
Объектом административного правонарушения являются здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство человека.
Рассматриваемое административное правонарушение признается оконченным с момента совершения указанных действий.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии, выраженном в форме альтернативных действий:
· нанесение побоев;
· умышленное причинение боли;
· умышленное причинение физических страданий;
· умышленное причинение психических страданий.
В соответствии с пунктом 22 Правил судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреждений в Республике Беларусь, утвержденных приказом Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы от 1 июля 1999 г. № 38-с «О нормативных правовых актах и методических документах Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы», побои не составляют особого вида повреждений, т.к. они не оставляют после себя никаких объективных следов. Судебный эксперт в своем заключении отмечает жалобы потерпевшего, указывает, что объективных признаков повреждений не обнаружено, и не определяет степени тяжести телесных повреждений. В подобных случаях установление факта побоев относится к компетенции органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Боль – это неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее преимущественно при сильных или разрушительных воздействиях на организм человека.
Страдания – это, в первую очередь, физическая боль или психическая травма, которые носят глубокий характер, причиняют жертве мучения и особые переживания. Они связаны не только с переживанием боли в момент совершения виновным действий, но и с возникновением чувства неуверенности и страха за свое будущее, ощущения неизбежности повторного насилия со стороны виновного.
Причиной физических страданий могут выступать:
· причинение продолжительной (многократной или длительной) физической боли, вызванной, например, поркой, щипанием, сечением, вырыванием волос, множественными небольшими повреждениями тупыми или колюще-режущими предметами, электрическим, термическим (например, прижигание раскаленным утюгом) или химическим воздействием;
· мучения как действия, причиняющие страдания путем длительного лишения пищи, питья или тепла, либо помещения или оставления жертвы во вредных для здоровья условиях (например, повышенное шумовое воздействие, загазованность или запыленность), другие аналогичные действия, в том числе подвешивание вниз головой, и т.д.

ПСИХИЧЕСКИЕ СТРАДАНИЯ
Психические страдания означают глубокое переживание потерпевшим униженности, оскорбленности, страха и иных подобных чувств.
Уголовно-наказуемое истязание характеризуется причинением продолжительной боли или высокой степенью интенсивности противоправного воздействия на потерпевшего, в результате которого он испытывает сильные физические или психические страдания. Следовательно, административным правонарушением должны признаваться деяния, связанные с причинением боли и физических страданий, которые носили разовый характер или осуществлялись в течение непродолжительного периода времени и не отличались высокой степенью интенсивности, а, следовательно, по своему характеру не являлись мучениями или истязанием потерпевшего.
Обязательным квалифицирующим признаком рассматриваемого административного правонарушения является его совершение «в отношении близкого родственника либо члена семьи».
В соответствии с ПИКоАП такими признаются следующие лица:
близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля;
члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные физические лица, проживающие совместно с участником административного процесса и ведущие с ним общее хозяйство.
Необходимо учитывать, что если нанесение побоев сопряжено с умышленным причинением телесных повреждений, квалифицировать правонарушение следует по фактически наступившим последствиям: умышленное причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, умышленное причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, и т.д.
Если умышленными действиями правонарушителя причиняется продолжительная боль или мучения способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, следует рассматривать вопрос о наличии в действиях правонарушителя признаков преступления, предусмотренного статьей УК (истязание). Понятие «особые физические и психические страдания» является оценочной категорией, ее содержание выясняется в каждом конкретном случае со слов пострадавшего, свидетелей, в ходе проведения осмотра места происшествия, освидетельствования, иных процессуальных действий.
Еще одной формой совершения рассматриваемого правонарушения является умышленное причинение психических страданий, что является психическим насилием. Психическое насилие не причиняет видимого физического вреда организму потерпевшего, а лишь воздействует на его психику. В результате психического насилия парализуется воля потерпевшего, что влечет деформирование помимо воли определенных актов его поведения. Объективная сторона правонарушения в данном случае будет выражаться в виде различного рода угроз, унижения чести и достоинства потерпевшего или его близких, причинение нравственных страданий, а также иное информационное воздействие на психику потерпевшего.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД
Право граждан на компенсацию (материальное возмещение) морального вреда гарантировано Конституцией Республики Беларусь и является способом защиты гражданских и трудовых прав, неприкосновенности и достоинства личности в установленном законодательством порядке.
Положения, касающиеся морального вреда, содержатся также в Гражданском кодексе РБ (далее — ГК), Трудовом кодексе РБ (далее — ТК), Уголовном кодексе РБ (далее — УК), Уголовно-процессуальном кодексе РБ, законах и других актах законодательства РБ. Согласно ст.152 ГК под моральным вредом понимают причиненные гражданину физические или нравственные страдания. В п.8 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 28.09.2000 № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» (далее — постановление Пленума № 7) приведено более полное определение морального вреда — испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания. Физические страдания — это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина. Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п. Содержание морального вреда заключается в том, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию, как правило, негативную. Человек претерпевает страдания во множестве случаев, в т.ч. и в результате неправомерных действий других лиц, но это не означает, что он всегда получает право на компенсацию морального вреда. Такое право возникает только при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности за причинение морального вреда. Обязательство по компенсации морального вреда в общем случае возникает при наличии одновременно предусмотренных законом следующих условий: претерпевание морального вреда; неправомерное действие причинителя вреда; причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом; вина причинителя вреда. Трудовой кодекс Республики Беларусь устанавливает перечень случаев компенсации морального вреда, причиненного работнику действиями нанимателя. Так, согласно ст. 246 ТК в случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении морального вреда, причиненного ему указанными действиями. В качестве средств доказывания могут быть использованы любые доказательства, в т.ч. и объяснения сторон, показания свидетелей и др. При этом причинение нравственных страданий может быть подтверждено не только фактом обращения к врачу, но и другими доказательствами. Например, потерпевший занимался самолечением, а может, и вообще не принимал каких-либо активных действий по устранению негативных последствий. Так, гражданин В. обратился в суд Заводского района г.Минска с иском о компенсации морального вреда, причиненного незаконным переводом на другую работу. Удовлетворяя исковое заявление, суд в мотивировочной части решения, в частности, указал, что в судебном заседании нашло подтверждение то обстоятельство, что В. был переведен на другую работу незаконно. Суд принял во внимание объяснения истца, что незаконные действия нанимателя причинили ему нравственные и физические страдания (чувство унижения, головная боль). То обстоятельство, что истец не представил документов об оказании ему медицинской помощи, не является основанием для отказа ему в иске о возмещении морального вреда. После вынесения судом решения о взыскании в пользу работника морального вреда у нанимателя возникает право регресса —он может возложить на виновное должностное лицо понесенный при этом ущерб, если такой ущерб не был возмещен в добровольном порядке.

далее
Дела судебныеПеред разводом

Больничный лист

Больничный лист

В Судах Республики Беларусь рассматриваются гражданские дела, где отдельно проживающий родитель предоставляет медицинский документ «больничный» по уходу за больным ребенком для законного отсутствия в судебном процессе.

Подобные махинации позволяют затягивать судебный процесс, уходить от ответственности потенциального виновного. Учитывая тот факт, что секретарь суда наделен правом составления административного протокола, а также судья имеет право вынесения частного определения, штрафов и т.п. в отношении потенциального виновного – судьи отказываются требовать достаточные подтверждающие факты для законного отсутствия гражданина на судебном процессе.

В соответствие с Указом Президента Республики Беларусь 15.10.2007 № 498 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 26.12.2019 № 485), трактование норм закона наделен государственный орган его принявший(издавший) — Закон РБ О нормативных правовых актах, Статья 69. Официальное толкование нормативных правовых актов. Письменные разъяснения нормативных правовых актов.

Ответ Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
Ответ Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

Таким образом, обратившись в Министерство Здравоохранения Республики Беларусь был получен ответ, что, на текущий момент медицинским основанием законного отсутствия гражданина на суде является лишь 3 условия:

  1. Острых заболеваниях (травмах),
  2. Кризовых состояниях,
  3. Обострении(декомпенсации) хронических заболеваний, если отсутствие ухода

угрожает его здоровью.

                Других медицинских оснований НЕТ!

Ответ Министерства Здравоохранения Республики Беларусь

 Данный факт также имеет отношение и в случаи, когда на больничный лист уходит родитель по уходу за несовершеннолетним ребенком.

В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что: «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении.».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»: «Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.».

Чем и пользуются (чаще всего в судебных процессах) родитель, с кем проживают дети. Однако, больничный лист может оформляться и на отдельно проживающего родителя, и на близких родственников.

В случаях, когда имеется исполнительный лист о порядке общения отдельно проживающего родителя — отказа в предоставлении ребенка по исполнительному листу.

Так же, в государственные учреждения социальной защиты предоставляют услуги почасового ухода за малолетними детьми. Для этого необходимо письменно обратиться за соответствующей помощью.

Ответ Верховного Суда Республики Беларусь
Ответ Верховного Суда Республики Беларусь

В соответствии со ст.32 ГПК Республики Беларусь — Основания для отвода судьи может быть: если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности. Таким образом, если судья принимает заявление гражданина по «больничному» без надлежащего медицинского основания и отказывается принудительно вызвать в суд гражданина, то в отношении судьи заявляется отвод любой из сторон процесса.

Обращение в пленум Верховного Суда Республики Беларусь
Обращение в пленум Верховного Суда Республики Беларусь

Так же не маловажно заметить, что любой гражданин может обратиться в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь лишь в рамках закона «об обращениях граждан и юридических лиц» для обобщения судебной практики коллегией Верховного Суда Республики Беларусь.

далее
Дела судебные

3 месяца для примирения

Развод 3 месяца

Не так давно было обращение к  нам с такой проблемой:

Развод, двое несовершеннолетних детей, конфликты. Судом было предоставлено 3 месяца для примирения. Однако супругу этого времени было недостаточно, он очень хотел сохранить семью.

Согласно ст.36 КоБС Республики Беларусь, по истечении трехмесячного срока брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможным.

При вынесении рассмотрении искового заявления суд принимает меры, направленные на сохранение семьи, и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам дополнительный срок для примирения в пределах шести месяцев.

Как правило, и как показывает практика, судом предоставляется дополнительное время для примирения при желании хотя бы одного из супругов.

И это, на мой взгляд,  правильно, это шанс для семьи.

Но, к сожалению, впервые за свою практику я столкнулась с тем, что при наличии просьбы супруга о дополнительном сроке, доказательств, свидетельствующих о том, что он предпринимал меры к сохранению семьи, суд постановил – расторгнуть брак, отказав в ходатайстве.

Аргументами для суда выступило то, что супруги за предоставленные три месяца для примирения имели конфликты с вызовом правоохранительных органов, и то, что супруга категорически не желает сохранить брак.

@Ольга Дудорева

далее
Дела судебные

Правом составления протоколов КоАП наделен секретарь судебного заседания

правом составления протоколов по ст.25.1 КоАП наделен секретарь судебного заседания

За неуважение к суду в соответствии со ст.25.1 КоАП Республики Беларусь, выразившееся в несоблюдении порядка в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских и административных дел, гражданин может быть привлечен к административной ответственности. Так, по письменному заявлению в суд любой стороной судебного процесса, в соответствии с п.2 ч.2 ст.3.30 ПИКоАП правом составления протоколов по ст.25.1 КоАП наделен секретарь судебного заседания.

В соответствии со ст.8.14. ПИКоАП за нарушение порядка при рассмотрении дела об административном правонарушении, неподчинение законным распоряжениям судьи или должностного лица органа, ведущего административный процесс, участники административного процесса, иные лица, присутствующие в помещении, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, могут быть удалены из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

В соответствии со ст.168 ГПК в случае злоупотребления процессуальными правами либо умышленного неисполнения процессуальных обязанностей участниками гражданского судопроизводства и другими лицами к виновному в соответствии с нормами настоящего Кодекса и иными законами могут быть применены меры процессуального воздействия, в том числе удаление из зала суда.

При совершении правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.168 ГПК, в случаях, установленных законами, к виновным могут применяться меры административной и уголовной ответственности.

Ст.25.1 КоАП предусматривает административную ответственность за неуважение к суду, выразившемся в уклонении от явки в суд, то есть неявке по вызову без уважительной причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно в совершении иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду.

Выбор меры воздействия на нарушителя порядка в судебном заседании определяется председательствующим (судьей).

За нарушение порядка в судебных заседаниях гражданин может быть удален из зала судебного заседания, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания.

Таким образом к гражданину были применены предусмотренные законодательством меры воздействия, принимаемые в отношении нарушителей порядка в судебном заседании, и оснований для привлечения к административной ответственности по ст.25.1 КоАП после применения указанных мер невозможно.

далее