закрыть

Публикации

Информация для ознакомления

ОбществоПубликации

Наши помощники и спонсоры

«Семейный компромисс» — некоммерческое учреждение, которое не смогло бы состояться и активно действовать без материальной помощи и поддержки неравнодушных лиц, которые осознают важность предстоящей деятельности по защите личных неимущественных прав родителей и детей. И не только.

Мы благодарны каждому, кто оказывал или окажет в дальнейшем посильную помощь на расчётный счёт «Семейного компромисса». Предлагаем с их согласия разместить фамилии тех, кто активно поддерживает нас.

Выражаем благодарность нашим помощникам и спонсорам (список будет постоянно пополняться):

Дятлову Дмитрию (Минск)

Бойко Андрею (Минск)

Старикову Александру (Минск)

Мытько Евгению (Борисов)

Коновалову Борису (Гомель)


Орловский Олег. (Солигорск)

Иваненко Александр (Солигорск)

Пархимчик Олег (Минск)

Василевский Виктор (Минский район)

Коновалову Александру ( Минский район)

далее
Моя семьяОбществоПубликации

История отца, который не хочет сдаваться

Белорусского австралийца Омрана Матара можно назвать одним из самых терпеливых отцов страны. Мужчина более 12 лет пытается сохранить общение с дочкой: после развода девочку забрала бывшая супруга и стала выступать против ее общения с отцом. Хотя назначенных судом встреч с дочкой не было почти пять лет, мужчина дважды в неделю приходит в назначенное время и место. И ждет, что однажды дочь вместо привычного «Уходи» из-за закрытой двери, откроет ее и скажет: «Привет, папа».

Об австралийце, который отказался от жизни на родине и карьеры в международной компании, остался жить в Беларуси и выучил русский язык, чтобы его собственная дочь после развода не осталась без отца. Два года спустя журналистка Sputnik Инна Гришук встретилась с героем репортажа, чтобы узнать, есть ли положительные изменения в его жизни.
«Положительные изменения есть. Полгода назад у меня родился сын, я в третий раз стал папой. Подрастает дочка Мира, ей недавно исполнилось два года. Это источник моей радости и надежд. Надежд на то, что однажды наступит день, когда такие же хорошие отношения возобновятся с моей старшей дочкой Дуней. Ей сейчас 15, она окончила девять классов и поступила в колледж», – начинает разговор Омран Матар.

Мы встречаемся у него дома в спальном микрорайоне Гродно, здесь он живет с новой семьей – супругой и двумя маленькими детьми, которые родились во втором браке. Жилье покупал специально недалеко от школы, куда до поступления в колледж ходила его дочь, и квартиры, где она живет с мамой и ее родителями.

К закрытым дверям этой квартиры, адрес которой указан в решении суда, Омран приходит дважды в неделю, за исключением дней, когда уезжает в рабочие командировки или летает к родным в Австралию. Мужчина основал крупную ассоциацию спикеров в России, занимается ее развитием. Поэтому иногда ездит по рабочим и семейным вопросам за пределы страны.

Омран Матар родился и вырос в Австралии, по образованию – юрист и экономист. До приезда в Беларусь работал в Лондоне, в Сиднее, затем в Дубае, занимался развитием семейного бизнеса в Австралии, получил приглашение возглавить международный инвестиционный фонд. Но от карьеры отказался. Объясняет: «Дети – это более важная ценность, чем деньги». Теперь он называет Беларусь своей второй Родиной.

Очередной поход к старшей дочери снова не принес встречи. И в жару, и в дождь, и в мороз в назначенное решением суда время мужчина находится на лавочке возле подъезда или недалеко от него.

«Хочется, чтобы вы увидели в этой истории не ожидающего много лет встреч отца, а девочку, которая дважды в неделю стоит по другую сторону двери, и которая забыла, каково это жить и общаться с папой. До развода у нас с Дуней были прекрасные отношения, у нас была эмоциональная связь. Эти отношения много лет целенаправленно разрушались, например, через ложь об отце. Дочке внушили, что я хочу ее похитить, увезти в Австралию. Никаких фактов, которые это подтвердили бы, за 12 лет не нашлось. Но ребенок верит в эту историю и боится», – поясняет Омран и добавляет:
«Меня часто спрашивают – почему я продолжаю приходить сюда. Ведь каждый раз меня ждет одно и то же. Незадолго до моего прихода получаю сообщение с практически одинаковым текстом. В нем говорится, что дочка видеть меня не хочет, приходить мне не нужно. Примерно те же слова повторяет через закрытую дверь. Я отвечаю, что делаю это ради любви к дочке – каждый раз я жду, что случится чудо, и Дуня сможет снова со мной общаться, как это было в детстве. Я считаю это стратегически верным – дочка знает, что у нее есть любящий отец, что он как минимум в назначенное время всегда будет рядом, что у нее всегда есть место у папы дома также».

Омран показывает фотографии и видео, сделанные до развода и в первые годы после него, когда связь с дочкой была еще очень крепкой. На них – счастливые лица. Девочка отлично разговаривала на английском, легко переключалась на русскую речь, радостно обнимала папу.

«Посмотрите эти снимки. Это в первые годы после развода. Меня пригласили выступить в школе перед классом, где училась Дуня. Детям очень понравился мой рассказ, на фото видно, как дочка гордится отцом. Такие встречи даже в школе резко прекратились, когда мама Дуни пожаловалась и потребовала их запретить», – делится воспоминаниями собеседник.
Теперь в его жизни новые реалии: даже случайно увидев дочку в городе, старается не подходить к ней. Ведь девочка начинает кому-то звонить и убегать.

«Мне больно это видеть. Я на нее не обижаюсь за такое поведение. Этот страх основан на ложных мыслях, я вижу, что это результат влияния родителя и других взрослых, с которыми живет дочка», – уточняет Омран.

На вопрос о том, когда у него в последний раз была встреча со старшей дочкой, он отвечает встречным вопросом:
«Можно ли назвать встречей, когда дочка заученными одинаковыми фразами требует уходить через щелочку открытой двери или через закрытую дверь?»

Последний раз что-то похожее на полноценное общение с дочкой было более восьми лет назад. Тогда отца могли пригласить в квартиру, девочка с ним разговаривала, играла.

«Потом начались отговорки, что во время назначенных встреч дочка спит, занята или скоро начнется интересный фильм. Потом для встреч выбирались странные и неудобные форматы. Встречи если проходили, то в кинотеатре, ведь во время фильма невозможно общаться. Мама все время держала дочку за руку, отказывалась ехать в такси, потому что, якобы, папа представляет опасность. Если такую мысль много лет внушать ребенку, наконец, он начнет по-настоящему бояться», – отметил Омран.

Мужчина не лишен родительских прав, исправно уплачивает алименты, дочка носит его фамилию. «Вот уже 12 лет наблюдаю, как мою дочь постепенно лишают отцовского воспитания и общения. Все потому что два человека много лет назад из-за личных обид решили, что меня нужно вычеркнуть и стереть из жизни дочери. Это бывшая супруга, мама Дуни, и бабушка – моя бывшая теща», – продолжает разговор Омран Матар.

Он показывает решение суда от 2012 года, в котором прописан график общения с девочкой. Два раза в неделю – вечером в будний день и днем в выходной. Не в пользу отца оказалась двусмысленная формулировка в документе. «Здесь написано – «с учетом пожелания ребенка». Судья давал пояснения по поводу этой фразы. Это значит учитывать, в каком месте ребенку хочется проводить встречи, а не проводить ли их вообще. На практике эта фраза используется, чтобы встречи отменить, потому что якобы ребенок не хочет. Понимаете разницу?» – отмечает Омран и добавляет:
«Если мама и бабушка не хотят, чтобы ребенок общался с папой, как вы думаете, что будет говорить ребенок? Любой адекватный человек понимает, что это влияние взрослых».

Отец уточняет, что с самого начала у него сложились очень тесные взаимоотношения с дочкой, это подтверждено документами, которые требовал суд. После никаких ссор, непонимания с девочкой, которые могли бы ее так испугать, не было.

«Наши встречи всегда проходили в присутствии мамы. Если бы я сделал что-то обидное для дочери, это было бы снято на телефон, была бы жалоба, меня бы лишили родительских прав. В какой-то момент я стал замечать, что Дуня боится проявлять ко мне чувства, смотрит на реакцию матери, становится закрытой. Это видели и воспитатели, и психологи, которые тогда работали с дочкой», – вспоминает Омран.

Омран много времени уделял изучению детской психологии и белорусских законов, которые касаются защиты прав детей. Он обратил внимание, что при их исполнении часто включается человеческий фактор и общественные стереотипы. Только недавно начало возникать понимание, как важно ребенку после развода поддерживать общение с обоими родителями.
«Когда ребенок отказывается учить русский или математику, потому что не понимает, зачем нужны эти предметы, ему объясняют. Но ведь общение с отцом и отцовское воспитание совместно с материнским не менее, может, даже более важно. Но детям это никто не объясняет. Как можно одновременно обязывать детей ходить в школу и не обязывать встречаться с отцом – одним из двух самых родных людей?» – задается вопросом Омран.

По его словам, во многих странах, в том числе и в России, активно обсуждают, как решать проблему «отчуждения детей» от отцов после развода. Он уверен, что в Беларуси эта тема очень скоро выйдет на публичную повестку.

«Есть мировой опыт – вводить юридическое наказание для родителя, с которым живет ребенок после развода, если он начинает отказываться от общения с другим родителем. То есть это расценивается как результат влияния взрослого. Если такая практика появится в Беларуси – от этого выиграют все – и дети, и родители, и общество в целом. Больше всего выиграют дети, ведь они – будущее поколение нашей страны», – предлагает собеседник.
Редакция Sputnik связалась с мамой девочки. Она пообщалась по телефону с журналистом, но сообщила, что комментировать ситуацию о своей семье не станет.
«Я отказываюсь от комментариев», – сказала мать ребенка.

В гродненском областном управлении образования журналисту Sputnik сообщили, что с ситуацией Омрана Матара знакомы.

«Конкретно в данной семье разногласия по вопросам воспитания ребенка решались в судебном порядке. Есть решение суда, обязательное к исполнению обоими родителями. На протяжение многих лет дочь данного гражданина отказывается с ним встречаться», – сообщила начальник отдела воспитательной и социальной работы главного управления образования Гродненского облисполкома Ольга Николаевна Ненартович, т.: 77 18 57; кабинет 613(Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье» ст.65-80)

Специалист уточнила: «В рамках судебных заседаний было установлено, что порядок общения с ребенком установлен с целью защиты его прав, интересов и физического здоровья. Нежелание ребенка видеться с отцом является объективной причиной(зависящие от обстоятельств) несостоявшейся встречи».

По словам Ольги Ненартович, с данной семьей проводилась работа на протяжении многих лет, чтобы наладить детско-родительские отношения, правда, безрезультатно. (Цели и задачи отдела образования: реализация государственной политики в сфере образования, воспитания, охраны детства)
«Специалисты-психологи в том числе встречались с девочкой. Неоднократно девочке и родителям предлагалась помощь педагогов-психологов», – резюмировала специалист.(Педагог-психолог — это специалист, который занимается психологическим сопровождением образовательного процесса, диагностикой, коррекцией и развитием психики и поведения детей и подростков, а также консультированием и поддержкой педагогов и родителей. Педагог-психолог работает в школах, детских садах, колледжах и других образовательных и воспитательных организациях.)

О том, легко ли в Беларуси отцам после развода поддерживать полноценное общение с детьми, рассказал директор частного социально-просветительского учреждения «Семейный компромисс» Олег Бакулин, который много лет работает с отцами, отстаивающими право на равноправное общение с детьми после развода. По его словам, при равных правах и возможностях обоих родителей на практике отцы являются фактически бесправными.
«Есть много случаев, когда суды решают споры о месте жительства детей в пользу отцов, но это, как правило, те случаи, когда вторую половинку надо было бы если не лишать родительских прав, то, по крайней мере, изолировать от детей, то есть явно вопиющие», – отметил Бакулин.

Он приводит один из последних примеров – решением суда (еще не вступило в силу – Sputnik) двоих мальчиков передали на воспитание отцу. Но судебные разбирательства длились более пяти лет.

«В ходе суда было установлено, что мать систематически на протяжении нескольких лет применяла физическое насилие над детьми, дети сбегали от матери, выражая желание даже жить в приюте, но не с ней, семья неоднократно состояла в социально опасном положении. Но всегда госорганы всячески защищали мать, а не права детей. Сейчас дети живут счастливо со своим родным отцом в одном из областных центров, с матерью не желают не только разговаривать, но и контактировать в принципе», – приводит пример Бакулин.

Собеседник убежден, что споров по вопросам воспитания детей не возникает, когда оба родителя после развода думают об интересах детей и понимают, что ребенку одинаково важно поддерживать общение с обоими родителями. Но чаще один из родителей, с которым остается жить ребенок, начинает использовать ребенка как «орудие» мести, чтобы насолить бывшему или бывшей. В итоге наносит ребенку психологическую травму, при этом подрывает и свой собственный родительский авторитет.

«Сейчас часто судебные решения выносятся в пользу женщин. Иногда доходит до смешного, когда с ребенком пяти или шести лет отец имеет право увидеться на пару часов и строго в присутствии второго родителя, с которым крайне неприязненные отношения. Исправить ситуацию в лучшую сторону можно. Прежде всего, нужно менять общественное мнение, ставить на первое место интересы детей, постепенно менять судебную практику, чтобы отцам, желающим воспитывать детей, не приходилось годами добиваться такого права», – резюмировал Бакулин.

далее
Статьи

Как привлечь отдел образования за распространение персональных данных

Закона Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц

Национальный центр защиты персональных данных (далее — Центр) рассмотрел Вашу жалобу, связанную с предоставлением отделом образования Гомельского районного исполнительного комитета (далее — отдел образования) специальных персональных данных по месту Вашей работы, и сообщает следующее.

Абзацем двенадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-3 ”0 защите персональных данных“ (далее — Закон) сведения о привлечении к административной или уголовной ответственности отнесены к специальным персональным данным.

В соответствии с абзацем десятым статьи 1 Закона предоставление персональных данных — действия, направленные на ознакомление с персональными данными определенных лица или круга лиц.

Предоставление персональных данных третьим лицам является обработкой персональных данных и должно осуществляться с соблюдением установленных Законом требований, в том числе при наличии соответствующего правового основания.

В качестве правовых оснований предоставления специальных персональных данных могут выступать положения статьи 8 Закона и иных законодательных актов, а также согласие субъекта персональных данных.

В частности, обработка специальных персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных, когда она является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами (абзац семнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона). Данное правовое основание применяется и в том случае, если обязанности (полномочия) закреплены в законодательном акте, а порядок их реализации — в принятом в его развитие нормативном правовом акте.

Из представленных отделом образования по запросу Центра пояснений следует, что копия постановления по делу об административном правонарушении направлена отделом образования по месту Вашего трудоустройства с целью проведения с Вами разъяснительной работы комиссией по содействию семье и школе.

В соответствии с частью пятой статьи 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье порядок, сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, критерии и показатели социально опасного положения, форма плана защиты прав и законных интересов ребенка устанавливаются Правительством.

Абзацем четвертым пункта 4 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22, отделы образования отнесены к органам, которые в пределах своей компетенции участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, в организации и проведении социального расследования, в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации в силу требования пункта 7 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) — в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

Указанная норма предоставляет полномочия отделу образования направлять информацию (в рассматриваемом случае — копию постановления по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)) в учреждение образования. Полномочий направлять копию постановления по делу об административном
правонарушении по месту работы законного представителя несовершеннолетнего рассматриваемая норма не содержит.

Центром также не установлены нормы иных законодательных актов, уполномочивающие отдел образования предоставлять специальные персональные данные по месту работы законных представителей несовершеннолетнего (в целях реализации полномочий комиссий по содействию семье и школе, которые создаются при организациях).

Учитывая изложенное, сведения о нарушении законодательства о персональных данных при их обработке отделом образования при указанных в жалобе обстоятельствах подтверждаются.

Поскольку Центр не уполномочен составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии со статьями 3.30, 9.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Вы вправе обратиться в орган внутренних дел с заявлением об административном правонарушении, предусмотренном статьей 23.7 ’’Нарушение законодательства о защите персональных данных 44 КоАП.

Отделу образования направлено требование об исключении практики направления копий постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении законных представителей несовершеннолетних, по месту их работы с целью проведения с ними разъяснительной работы, а также принятии мер по недопущению нарушения законодательства о персональных данных при проведении социального расследования.

Соответствующая информация направлена также в главное управление образования Гомельского областного исполнительного комитета.

Вопросы исполнения требования находятся на контроле Центра.

Принятое по результатам рассмотрения жалобы решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Директор Центра А.А.Гаев

далее
Дела судебныеПеред разводомСтатьи

Рекомендации по применению отдельных положенийЗакона Республики Беларусь«Об обращениях граждан и юридических лиц»

Рекомендации по применению отдельных положений Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц регламентируется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь: 

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З  «Об обращениях граждан и юридических лиц»,

Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», 

Директивой Президента Республики Беларусь № 2 от 27.12.2006 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»,

Декретом Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением»

Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

         Виды обращений:

обращениеиндивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме
предложениерекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества
заявлениеходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением
жалобатребование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан
анонимное обращениеобращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан)

Кто может обратиться:

         •   граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам);

•   законные представители недееспособных граждан от их имени;

•   иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь. Обращение граждан может быть как личным, так через своего представителя.   

 Что должно содержать письменное обращение: 

•   наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

•   фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);

•   изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

•   личную  подпись гражданина.
К письменным обращениям могут прилагаться:

•   документы, подтверждающие полномочия лица, которое обращается от имени другого гражданина в случаях представления интересов последнего либо в случае представления интересов недееспособных граждан. Это могут быть копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов;

•   копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Граждане при рассмотрении обращений имеют право:
•   знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением

обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или)

иной охраняемой законом тайны;

•   отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные  организации

должностным  лицам);

•   обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:

•   соблюдать требования, установленные  Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан;

•   принимать меры для полного, объективного, всестороннего и

своевременного рассмотрения обращений;

•   принимать законные и обоснованные решения;

•   письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;

•   разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям;

•   обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;

•   принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов граждан;

•   решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Действие Закона  не распространяется на обращения:

•   рассматриваемые в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;

•   для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).

Сроки направления обращений, пропуск сроков:

Направление гражданами предложений и заявлений сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами не позднее трех лет

со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении. 

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
В случае пропуска срока направления жалобы должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в ее рассмотрении,  письменный ответ об этом должен быть мотивированным и направлен гражданину в пятидневный срок. Если же срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.

 Письменные обращения, не соответствующие вышеуказанным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Порядок рассмотрения письменных обращений:

Письменные обращения, направленные с соблюдением всех вышеописанных требований подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

•   обращения не соответствуют указанным в Законе и Указе требованиям;

•   в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные

слова   или выражения;

•   текст обращения не поддается прочтению;

•   обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Если же письменные обращения поступили в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение подобных вопросов, то:

•   либо в пятидневный срок они направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан;

•   либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются. Исключением являются случаи, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных

организаций (должностных лиц).

Разрешенными письменными обращениями считаются те, обращения, в которых:

•   поставленные в них вопросы рассмотрены;

•   приняты необходимые меры;

•   гражданам письменно даны ответы в установленные сроки.

Если гражданин отказался от своего письменного обращения, то должностным лицом государственного органа, иной организации, рассматривающим такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Рассмотрение обращений по существу:

Обращения граждан, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

•   в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях (далее — местные органы);

•   в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций;
Государственный орган, иная организация (далее организация) при поступлении к ним обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к их компетенции, или обращения, которое не рассматривалось ранее, в пятидневный срок со дня регистрации обращения направляют его для рассмотрения в соответствии с компетенцией в организации с уведомлением об этом автора обращения.

Обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения в соответствии с законодательством:

•   решены все изложенные в обращении вопросы;

•   приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения;

•   в случае рассмотрения письменного обращения его автору дан

письменный ответ.

Сроки рассмотрения обращений:

Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан, если проведения специальной проверки, запроса необходимой информации.
Если же необходимо направить запрос в иностранные государства и (или) международные организации, то срок рассмотрения обращений может быть продлен до шести месяцев с одновременным уведомлением об этом граждан.

При этом сроки рассмотрения обращений исчисляются со дня регистрации обращений в государственных органах, иных организациях.

Личный прием граждан:

Личный прием граждан руководители государственных органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. В организациях в общедоступных местах должна размещаться информация о времени и месте личного приема их руководителями и иными должностными лицами граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также представителей юридических лиц (далее — личный прием), а при наличии предварительной записи на прием — о

порядке ее осуществления.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

         В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению как письменное обращение.
Должностные лица государственных органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций.
Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но (!) разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения поднимаемых вопросов.

Повторные обращения:

Повторные обращения могут быть письменными и устными.
Если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, то они рассмотрению не подлежат, если по ним уже имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители государственных органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица.

Обжалование решения по обращению:

Решение организации, подчиненной или входящей в состав (систему) государственного органа, иной организации, по обращению может быть обжаловано в этот государственный орган, иную организацию (далее — вышестоящий орган). Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих органов должна размещаться в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом).
При обжаловании решения государственного органа, иной организации, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту Республики Беларусь, соответствующее обращение может рассматриваться от имени Президента Республики Беларусь Администрацией Президента Республики Беларусь.
Решение вышестоящего органа по обращению может быть обжаловано в суд.

Вышестоящий орган при поступлении к нему обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения подчиненной или входящей в состав (систему) этого вышестоящего органа организацией, проверяет содержащиеся в обращении сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает автору обращения. Организация, получившая данное предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не более одного месяца, и в течение трех дней с момента его исполнения сообщить об этом вышестоящему органу, а также уведомить автора обращения.

Ответственность должностных лиц государственных органов, иных организаций за нарушение законодательства об обращениях граждан:

В соответствии со статьей 9.13 КоАП: «нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин». 

Вышестоящий орган по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения подчиненными или входящими в его состав (систему) организациями обращений направляет их руководителю представление о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности, а при выявлении в течение года повторного нарушения этими должностными лицами порядка рассмотрения обращений — представление о применении к данным лицам более строгой меры дисциплинарного взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Рассмотрение электронных обращений:

Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений.

На электронные обращения даются письменные ответы (письменные уведомления) в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление) либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом.

Важно знать:

•   право на обращение реализуется гражданами добровольно, и  оно не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц;

•   не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации (к должностным лицам);

•   должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений;

•   государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы;

•   могут быть взысканы с граждан в судебном порядке расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ к  единому дню  информирования населения 21 августа  2014 года

далее
ПубликацииСтатьи

Электронное обращение об административном правонарушении

Электронное обращение об административном правонарушении

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц регламентируется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь:

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур».

Директивой Президента Республики Беларусь № 2 от 27.12.2006 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

Декретом Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением».

Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

Таким образом, поданное электронное обращение об административном правонарушении не рассматривается.

Однако, можно начать административный процесс иначе, сформулировав в части прошения:

В этой связи прошу зарегистрировать настоящее обращение в соответствии с Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц» и в соответствии с требованиями п.5 ст.10 данного Закона и абзацами 6, 13 ст. 22 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» поручить соответствующему подразделению ОВД проведение мероприятий, направленных на установление виновного лица с целью привлечения к соответствующей административной ответственности. Поводом к началу административного процесса в данном случае в соответствии с пунктами 8 и 9 Инструкции о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденной постановлением МВД от 10.03.2010 № 55, прошу считать непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения сотрудником ОВД, на рассмотрении которого будет находиться настоящее мое обращение, зарегистрированное в подразделении режимносекретной деятельности(канцелярии). Та же, согласно пунктам 8 и 9 указанной Инструкции непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения не заключается в том, чтобы сотрудники ОВД обязательно являлись очевидцами правонарушения, и что в данном случае сотрудником ОВД должен быть составлен рапорт о не непосредственном обнаружение признаков административного правонарушения. Таким образом прошу считать поводом к началу административного процесса непосредственное обнаружение признаков правонарушения сотрудником ОВД, на рассмотрении у которого будет находиться электронное обращение в соответствии с поданным рапортом.

Однако стоит заместить, что в данном случаи информацию об самом административном деле заявителю не сообщают.

далее