закрыть

Физкультура

Физические упражнения для всей семьи

ЗдоровьеФизкультура

Физкультура и Здоровье

Физические упражнения, подвижные игры, а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.

Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.

Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.

Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.

1_Glen_Doman_Garm_copy 2011-08-27-Gimnastika-i-massaj-dlya-samyh-malenkih Presentation_Kompleks_massaga_Sarvas_copy

Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.

материалы по здоровью
Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.

физическое воспитание детей в школе и дома

Зачастую молодые родители задаются вопросом: «Почему же современные дети так часто болеют? Почему так часто их настигают болезни опорно-двигательного аппарата, а плоскостопие и сколиоз стали совсем обыденными вещами?» Ответ прост – мы слишком сильно пытаемся оберегать наших любимых малышей, трепещем над ними и таким образом только ухудшаем положение. Что же делать и как исправить ситуацию? Ответ прост – не бойтесь заниматься физкультурой с малышами с самого раннего возраста. Одна из отличных возможностей – это динамическая гимнастика для малышей. Она применяема для деток любого возраста – вы можете заниматься ею даже с новорожденным!
dinamicheskaya_gimnastika_dlya_grudnichkov_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_1_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_2_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_3_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_4_0
Польза динамической гимнастики для новорожденных и грудничков
dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_5_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_6_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_7_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_8_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_9_0
Динамическая гимнастика для малышей очень эффективна при следующих патологиях:
* мышечный гипотонус и гипертонус;
* косолапие;
* сколиоз.
Помимо лечебных, динамическая гимнастика может преследовать и профилактические цели. Посредством занятий вы не только улучшаете моторику и закаляете малыша, но еще и «общаетесь» с помощью прикосновений. Для новорожденного и грудного ребенка это значит больше, чем тысячи слов. Таким образом, ваш малыш получает все условия для того, чтобы расти физически и психологически здоровым ребенком.
dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_10_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_11_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_12_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_13_0 dinamicheskaya_gimnastika_dlya_malyshey_14_0
Комплекс динамических упражнений

Лучшее время для начала занятий динамической гимнастикой – второй месяц жизни ребенка.Перед тем как вы начнете занятия с малышом, убедитесь, что ваша с ним связь достаточно тесная. Малыш не должен испытывать страха, дискомфорта. В свою очередь вы должны быть уверены в своих действиях, «чувствовать» движения и настроения вашего новорожденного или грудного ребенка.

Общие правила занятий динамической гимнастики для малышей:
* если вы не уверены в своих действиях, движения не до конца понятны, не отточены – не начинайте занятия. При работе с ребенком вы не должны чувствовать себя уязвимым или сомневаетесь в том, что не нанесете своими действиями вред малышу;
* если ваш ребенок не в духе, не стоит пересиливать и заставлять его делать то, что он не хочет. Динамическая гимнастика для грудничка должна стать такой же обыденной процедурой как купание или кормление, не вызывать отрицательных эмоций;
* развивайтесь, усложняйте задач стойте на том же уровне. Но в то же время не забывайте про первые два правила;
* если ребенку не нравится какое-либо из упражнений, не стоит акцентировать на нем внимание, просто пропустите его.
Скачать полный курс динамической гимнастики для малышей в картинках вы можете здесь.

Перейдем непосредственно к упражнениям.

Начните налаживать контакт с ребенком при помощи прикосновений. Поглаживайте малыша, чтобы он привык. Постепенно, начните скрещивать ручки, сгибать ножки. Ваши движения и движения при динамической гимнастике для новорожденных должны сливаться воедино. Важно, чтоб амплитуда движений нарастала постепенно, без лишней резкости.

Подготовьте малыша к «висению»: делайте круговые движения в суставах малыша для разогрева, потом растягивайте ручки, ножки. Положите указательный палец в ладошку малышу, таким образом, чтоб ему было легко «захватить его». Начните растягивать ручки. Выполняйте это ежедневно, пока ребенок не научится крепко держать вас и сможет держаться «на весу» самостоятельно.

Однако не забудьте перед началом занятий все-таки проконсультироваться с педиатром. Так как динамическая зарядка противопоказана при дисплазии или вывихах тазобедренного сустава.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 августа 2018 г. № 60 Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом

Литература
1. Абу ибн Сина. Тракт по гигиене. – Ташкент, 1982
2. Агаджанова С.Н. Система оздоровления детей с ЛОР-заболеваниями в условиях дошкольного учреждения: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 1995. – 20 с.
3. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г.Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982.-240 с.
4. Алиев М.Н. Педагогические основы физического воспитания ослабленных детей в санаторном детском саду: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Даг. гос. пед. ун-т. Ростов на Дону, 1995. – 320 с.
5. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.-111с.
6. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ Дошкольное воспитание. 1993. – № 11. – с. 4 – 18, № 12. – с. 8 -14.- 7. Амосов Н.А., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. -2-е изд. Перераб. И доп. Киев: Здоровье, 1984. – 232 е.;
7. Анисимова Л.П. Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 1997. – 21 с.
8. Антонов А.А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04. СПб., 1997.- 18 с.
9. Антропова М.В. Взаимосвязь между морфофункциональны-ми параметрами в процессе роста и развития ребенка / Физиология развития ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983.-е. 254-264.
10. Антропова М.В. Гигиена младших школьников. М. : Знание, 1970.- 174 е.;
11. Антропова М.В. Морфологические критерии школьной зрелости // Здоровье и воспитание детей школьного возраста в СССР. -М., 1976.-е. 21-24.;
12. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. С-Пб: Петрополис, 1992.- 123 с.•15. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967, – 445 с.
13. Аршавская Э.И., Розанова В.Д. Физиология и физкультура. -М.: Изд-во “Знание”, 1968. 48 с.
14. Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. М., 1992.- с.8.
15. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. – 79 с.
16. Асташина М., Трещева О. Фольклор в физическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 1997. № 3. – 61 – 68.
17. Бавина Л.В. Физическое воспитание в элементарной школе США: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1987. – 20 с.
18. Бакашвили В.Г. Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста ( в условиях Грузинской ССР): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. – 18 с.
19. Баранов А. Реальная угроза будущему нации //Народное образование, 1996.-№6.-с. 18-21.
20. Баранова Н.А. Взаимосвязь умственного и физического воспитания дошкольников на занятиях в семейном клубе: Автореф. дис. канд пед. наук: 13.00.04. СПб., 1993. – 20 с.
21. Баранова Н.А., Шапкова JI.B. Из опыта оздоровительной работы с детьми 2-4 лет в семейных группах ОФП //Медицинские и социально-экономические проблемы массовой физической культуры. -М., 1988.-с. 11-12.
22. Белопольский Ю.А. Для вас молодые мамы. Симферополь: Ремоне, 1998 -40 с.
23. Бердыхова Я. Мама и папа занимайтесь со мной. М., 1989.127 с.
24. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. -М.: ФиС, 1991.288 с.
25. Бертин Андрэ. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях / Пер. с англ. Г.П.Хлуновской. СПб.: МНПО “Жизнь”, 1992. – 32 с.
26. Бикбулатова С.А. Комплекс гимнастики в ходе становления основных движений у детей первого года жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13. 00. 04 / Ом. гос. ин-т физ. культуры. Омск, 1989. – 19 с.
27. Богина Т.JI. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4-7 лет // Физическая подготовленность дошкольников: Сб.наукч.тр. / Редкол.: Н.Т.Терехова (отв. редактор) и др. М.: изд.АПН СССР, 1988. – 129 с.
28. Богина Т., Усова А. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей // Дошкольное воспитание, 1994. № 6. — с. 9-12.
29. Бочарова Н.И. Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1989.
30. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание, 1997. -№ 12. с.72-75.
31. Букреева Д.П., Косилов С.А., Тапиева А.П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. М.: Педагогика, 1975.-158 с.
32. Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям, изд. 3., Учпедгиз, 1961. 67 с.
33. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
34. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
35. Ваганов Н.Н. Все ли мы делаем для здоровья наших детей? // Народное образование, 1996. № 7. – с, 79-84.
36. Вапеология и мудрость здоровья / Вапеология человека. Здоровье, любовь, красота/ Автор- сост. В.П.Петленко. С-Пб.: Изд-во Петроградский и К, 1996. – с. 33-35.
37. Васильева Е.Н. Нетрадиционные виды физической активности детей / Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: Матер, гор. науч.-практ. конф. СПб, 1998. – с. 50-51.-45. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. -М.: Аграф, 1997,- 128 с.
38. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. Ярославль: Гринго, 1996.- 176 с.
39. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. Киев : “Здоров”я”, 1979, 232 с.
40. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. Киев: Рад. шк., 1987. – 128 с.
41. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990.
42. Волкова В.К. Интеграция образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях детского реабилитационного центра: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 1997. -22 е.,
43. Волосникова Т.В., Филиппова С.О. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996. – с. 94-95.
44. Воронова Е.К. Плавание как средство подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04. -СПб., 1995. 25 с.
45. Воропаев A.M. Особенности методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. – 146 с.
46. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигу-зова и др. М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
47. Выготский Л.С. Игра и ее роль в физическом развитии ре-бенка.//Вопросы психологии. 1966. – N6. – с. 6 – 76.
48. Глазырина Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного и образовательного направлений физического воспитания дошкольников: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.04. Минск, 1992.
49. Глумнушина Н., Финадеева Л. Сделаем спорт наглядным. -М.: Обруч, 1998. -№4. -с. 39-41.
50. Голощекина М.П. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре (в детском саду) //Дошкольное воспитание. -1973. N4. – с. 81 – 87.
51. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. М.: Просвещение, 1977- 102 с.
52. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких: Кн. для родителей. М.: Просвещение, 1996. – 78 с.
53. Гончаров В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Автореф. дис. д-ра соц. наук: 22.00.06. СПб., 1995. -37 с.
54. Горюнова А.А. Показатели физического развития детей дошкольного возраста в связи с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Гигиена и санитария, 1957, N 8.
55. Гребенникова О.М. Методика физического воспитания дошкольников с направленностью на развитие творчества // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга : Матер, городской науч.-практ. конф. Спб.: ЦПИ, 1998. – с. 28-29.
56. Гребешева И.И., Ананьева Н.А., Грибакин С.Г. Ваш ребенок / Под ред. И.И. Гребешевой. М.: Медицина, 1990. – 132 е.,
57. Гришаева Н. “Непрерывность” с разных точек зрения. // Обруч. 1997. -№ 1. – с. 14 -15.
58. Громова С.П. Организационно-педагогические условия оздоровления и коррекции физического развития старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1995. – 20 с.
59. Грядкина Т.С. Особенности самостоятельной двигательной деятельности дошкольников с тренажерами // Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине: Межвуз. сб. науч. тр. / Под. ред. В.К.Каменской. СПб.: Образование, 1993. – с. 84-93.
60. Грядкина Т.С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников // Детство: Педагогический альманах. № 1. / (РГПУ им. А.И.Герцена). – СПб.: Акцидент, 1998. – с. 8188.
61. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. М., 1982. – 120 с.
62. Давиденко Е.В. Дифференцированное физическое воспита- s ние в условиях дошкольных учреждений: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Киев. гос. ин-т физ. культуры. Киев, 1985. – 186 с.
63. Демиденко A.M. Физкультурное образование родителей // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга : Матер, городской науч.-практ. конф. Спб.: ЦПИ, 1998. – с. 30-31.
64. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа, 1997. – 48 с.
65. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова и др., изд. 2-е. СПб.: Акцидент, 1996. -224 с.
66. Дмитриев Д. Ответственность государства за образование граждан // Народное образование, 1996. -№10. с. 4-12.• 80. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994. – 248 с.
67. Додонова Л.П. Морфо-функциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей в пре-и пубертатномонтогенезе //Теория и практика физической культуры, 1994. ■ № 7. ■ с.29.
68. Доскин В., Селюк Н., Фунерова А. Всесоюзный семинар-совещание “Здоровый ребенок”// Дошкольное воспитание, 1990. -№3.
69. Душкова С.А. Методика подготовки студентов института физкультуры к педагогической деятельности с детьми грудного возраста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. Малаховка, 1993. – 210 с.
70. Евстратова Н.А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.06 / Самар. гос. ун-т. Самара, 1997. – 20 с.
71. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.
72. Ефименко Н.Н. Эротическая культура в педагогике дошкольного детства (на примере физического воспитания). Белгород-Днестровский, 1994. – 42 с.
73. Жданов Л.Н., Душкова С.А. Основы физического воспитания детей грудного возраста: Учеб. пособ. / Моск. обл. гос. ин-т физ. культуры. пос. Малаховка: МОГИФК, 1992. – 105 с.
74. Зайцева О. Дошкольное образование в России. Обруч, 1998.-№5.-с. 3-4.
75. Зайченко Е.А. Модульная предметно-игровая среда как фактор обогащения двигательной активности детей двух-трех летнего возраста в игре: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1993. – 212 с.
76. Закон Российской Федерации об образовании // “Российская газета” от 23 января 1996 г.
77. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1978. – с.2-7.
78. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспит. дет. сада. М., 1985.
79. Зелинская Д. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. – № 2. – с. 5 – 12.
80. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. – 128 е.,
81. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа . Дошкольное воспитание. – 1996. – № 6. – с. 11-17.
82. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М.: Знание, 1983.-96 с.
83. Змановский Ю. Шесть лет много или мало? / Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предисл. Д.Колесова. – М.: Юрид. лит., 1988. – с. 331-337.
84. Ильченко JI.T., Рыжова С.Ф. Забота о здоровье детей // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга : Матер, городской на-уч.-практ. конф. Спб.: ЦПИ, 1998. – с. 34-36.
85. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Центр “Дошкольное детство” А.В. Запорожца. М.: Карапуз, 1997.-228 с.
86. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет.//Теория и практика физической культуры. 1993. – N11-12. – с.40.
87. Каданцева Г.А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04. М., 1994. – 181 с.
88. Казакова Г.Д. Организационно-методические аспекты оздоровления детей 3-го года жизни: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04. -Минск, 1993. -210 с.
89. Казьмина Л.И., Ноткина Н.А. Особенности самостоятельной двигательной деятельности дошкольников // Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине: Межвуз. сб. науч. тр. / Под. ред. К.К.Каменской. СПб.: Образование, 1993. – с. 94-100.
90. Калюжин Г., Дерюгина М. Из месяца в месяц. / Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предисл. Д.Колесова. М.: Юрид. лит., 1988. – с. 42-129.
91. Каминский О.А., Филиппова С.О. Развитие выносливости у детей дошкольного возраста// Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч. и метод, статей / Сост. Л.А.Виноградова. СПб.: Изд-во ОИ НМЦ ВРУО, 1998. – с. 55-59.
92. Карлссон Л и др. Ребенок от 0 до 2-х лет: Развитие во взаимодействии с окружающими людьми. Пер. со швед. М.: Знание, 1983.-80 с.
93. Касаткина Г.М. Взаимосвязь психомоторики и психических процессов детей дошкольного возраста / Оптимизация индивидуальной и групповой двигательной деятельности учащейся молодежи: Респ. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1979. – с. 15-22.
94. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. М., Просвещение, 1978. – 236 с.
95. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. Автореф. докт. дис., М., 1965. 36 с.
96. Кистяковская М. Воспитание ребенка второго-третьего года жизни / Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предисл. Д.Колесова. М.: Юрид. лит., 1988. – с. 142- 160.
97. Китайгородская О.Д. Закаливание малышей. М.: Знание, 1967.-48 с.
98. Клиорин А.И., Чтецов В.П., Биологические проблемы учения о конституции человека. Л.: Наука, 1979. – 161 е.;
99. Клиорин А.И. Типы конституции у детей // Педиатрическая наука практике. – М, 1981. – с. 12-19.;
100. Князева О.Л., Маханева М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. М.: Линка-Пресс, 1998. – 72 с.
101. Ковалева Г., Литвин Л. “Не навреди” или придет ли предметная система в детский сад //Дошкольное воспитание. 1996. – № 1. -с. 3-10.
102. Колцун А.В. Новые подходы к организации физического воспитания в детском саду // Обновление дошкольного образования: Материалы конферен.,1992. Сыктывкар: Коми РИПКРО, 1995. – 68 с.
103. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. – 144 с.
104. Кольцова М.М., Усов А.Г. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека / Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975.)
105. Кондратьева И. Как привить детям любовь к движениям // Дошкольное воспитание, 1997. № 10. – с. 22 – 25.
106. Королева М.Н. Методика воспитания быстроты у детей дошкольного возраста (4-6 лет):дисс. канд.пед.наук.-Омск, 1985.-175 с.
107. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность в школе // Дошкольное воспитание, 1991. -№ 7.— с. 81-84.
108. Леллираль С. Растите малышей здоровыми. М.: ФиС,1984.
109. Луговая Л. Роль взрослого в воспитании малыша// Дошкольное воспитание, 1991. № 3
110. Лунина Е.Е. Особенности организации образовательного процесса в учреждении “детский сад школа” с валеологической направленностью: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Тюмень, 1997.- 18 с.
111. Лыков В.М. Речевые расстройства у детей.- М., 1975.-140 с.
112. Лыков С.В. Проблемы взаимосвязи целенаправленного обучения и самодеятельности детей в дошкольной педагогике России ( вторая половина XIX начало XX века) : Автореф. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1996.
113. Лыкова В.Я. Преемственность между детским садом и школой в обеспечении двигательной активности детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Одесса, 1982.- 170 с.
114. Лыкова В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.-Одесса, 1992.-321 с.
115. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков. М.: Педагогика, 1979.
116. Макаренко А. С. Собрание сочинении, т. 4. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952, с. 373.
117. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача: Книга для воспитателя детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
118. Мейвогель Р. Дошкольное и детское воспитание в Европе. -Обруч, 1998. -№3.- с. 4-6.
119. Микушева Т.В., Пономарева Л.М., Райхерт Л.М. Раздельное воспитание: за и против. Обруч, 1998. – № 6. – с. 6-7
120. Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами. Дошкольное воспитание, 1998, №1.
121. Михайлова Л. Почему дети приходят в детский сад уже с нарушением опорно-двигательного аппарата / Дошкольное воспитание, 1996. -№ 1. с. 5-8.
122. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста/ Под ред. М.В.Антроповой, М.М.Кольцовой. М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
123. Москаленко В.И. К вопросу о физическом воспитании детей //Дошкольное воспитание. 1993. – N2. – с.3-6.
124. Муравов И.В. Активный отдых/ Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. Л.: Изд-во “Наука”, 1969. – 572 с.
125. Мусарский М.М. Современный родитель на рынке образовательных услуг. М.: Обруч, 1998. – № 4. – с. 3 -5.
126. Мюллер И. Моя система для детей. М.: “Интеграф Сервис”, 1991.-78 с.
127. Назарова А.Г. Игровой стретчинг / Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство/ Ред. С.Д.Соловей. СПб.: Ривьера, 1995. – с.33-98.
128. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев. М.: ФиС, 1998. – 496 с.
129. Нерсесян A.M. Режим детского сада и его влияние на функциональное состояние организма детей 5-7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1968. – 19 с.
130. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Издание 2-е, исправленное – СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1991.- 159 с.
131. Никольская С.В. Анализ программ физического воспитания дошкольников // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга : Матер, городской науч.-практ. конф. Спб.: ЦПИ, 1998. – с. 21-22.
132. Ноткина Н.А. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Л., 1980. 20 с.
133. Ноткина Н.А. Причины осложнений в период адаптации детей в детском учреждении // Формирование системных знаний и умений у детей в детском саду: Межвузов, сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1987. – с. 141-146
134. Олонцева Г.Н. Организация контроля за физическим воспитанием детей в детском саду: Учеб. пособие / Иркут. гос. пед. ин-т. -Иркутск: ИГПИ, 1987. 129 с.
135. Опытно-экспериментальная работа в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга/ Под ред. Т.А.Павловой. -СПб. : Центр педагогической информации, 1995. 74 с.
136. Осокина Т.И. Лыжи и коньки детям. М.: Просвещение, 1966.-98 е.*
137. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1978. – 287 с.
138. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1971. – 159 с.
139. Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984. – № 1.
140. Павлова Л. Жизнь до рождения // Дошкольное воспитание, 1997.-№2.-с. 85-87.
141. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание, 1997. № 6. – с. 76 – 82.
142. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности// Дошкольное воспитание, 1998. № 4. – с.97-104.
143. Пензулаева Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04-М., 1973.-20 с.
144. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
145. Пензулаева Jl.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
146. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
147. Плеханов А. П.Ф.Лесгафт: разработка научных основ семейного воспитания // Дошкольное воспитание, 1989. № 12. – с. 4346.
148. Погорелова А., Серебрякова В. Игра путь к уму и сердцу ребенка. – Дошкольное воспитание, 1993, №2.
149. Полиевский С., Гук Е. Домашний стадион / Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предисл. Д.Колесова. М.: Юрид. лит., 1988. – с. 304-308.
150. Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. М.: Медицина, 1984. – 80 с.
151. Полищук С.А. Если хочешь быть здоровым. Минск: Полымя, 1985. – 63 е.,
152. Пономарев Н.И., Шитикова Г.Ф. Физическая культура и спорт в образе жизни детей// Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи: Сбор. науч. ст. -Красноярск: КГПИ, 1987. с. 113-123.
153. Попов С.В. Вапеология в школе и дома ( О физическом благополучии школьников). СПб.: Союз, 1997. – 256 с.
154. Попова Т.В. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-6 лет в детском саду : Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04. СПб., 1998. – 23 с.
155. Пээбо Э.Ю. Влияние разнообразных и повышенных нагрузок при физическом воспитании на развитие дошкольников: Автореф. дис. канд.пед. наук. Тарту, 1972. – 20 с.
156. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А.Васильева. М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
157. Программа по физической культуре от 3 до 17 лет (изд. 2-е, допол., перераб.)// Отв. ред. Л.Б.Кофман. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – 112 с.
158. Прокофьева М.А. Особенности подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений к решению задач физической культуры: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01. Алма-Аты, 1996. – 21 с.
159. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада / Сост. Т.Н.Доронова. М., 1993. – 245 с.
160. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет/Под ред. Н.М.Щелованова, Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1969.
161. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций /Пер. с польск. и вступ. статья В.К.Вилюнаса; Общ. ред. О.В.Овчиннико- вой. М.: Прогресс, 1979.
162. Репина Т. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч. -1998.-№6.- с. 3-5.
163. Ритмическая пластика для дошкольников: Учебно-методич. пособ. по программе А.И.Бурениной “Ритмическая мозаика”. СПб.: Камертон, 1994.
164. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 1.
165. Роль физического воспитания в подготовке детей к школе / Под ред. Ю.Ф.Змановского, Н.Т.Тереховой. М.: Просвещение, 1980.С*
166. Рыженко Г.М. Возрастные особенности реакций ребенка и обоснование режима занятий в подготовительных группах детского сада: Автореф. дис. кан. пед. наук. Донецк, 1966. – 20 с.
167. Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические аспекты физической рекреации //Вопросы педагогического творчества учителя. Новокузнецк, 1993.
168. Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: Учебное пособие к спецкурсу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. – 36 с.
169. Свиридов С.С. Проблемы комплексной оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга : Матер, городской науч.-практ. конф. -Спб.: ЦПИ, 1998.-с. 42-43.
170. Сербина Е. Преемственность: так в чем проблема? // Обруч. 1997.-№ 1.-е. 12-13.
171. Сергеев М.И., Гендин A.M., Фалалеев А.Н., Столяров В.И. Формирование физической культуры дошкольников в семье/ Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи: Сбор. науч. ст. Красноярск: КГПИ, 1987. – с. 3-31.
172. Соколова И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребенка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 1997.- 19 с.
173. Сорокина Т. Н.Критерии функциональной готовности детей к обучению в школе: Автореф. . дис. канд. пед. наук. М, 1975. – 18 с.
174. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской (СССР), Е.Шмидт-Кольмер (ГДР), А.Атанасовой-Вуковой (НРБ). М.: Медицина, 1980. – 235 с.
175. Старт: Программа для инструктора по физическому воспитанию дошкольников. Дошкольное воспитание. – 1996. – №№ 1-11, 1997.-№7.
176. Стеркина Р. Б. Поговорим о преемственности // Обруч. -1997. -№1.- с. 2-3.
177. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. Вестник образования. – 1996. – № 6. -с. 45-70.
178. Стеркина Р., Князева О., Юдина Е. Новые правовые основы качества дошкольного образования// Дошкольное образование, 1998. -№ 3. с. 12-14.
179. Стойчев А., Попова Е. Спортивно-подготовительные игры -фактор социализации ребенка / Физическая культура и спорт в жизнедеятельности дошкольников и учащейся молодежи: Сбор. науч. ст. -Красноярск: КГПИ, 1987. с. 70-81.
180. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 5-е изд., 1988.-256 с.
181. Студеникин М.Я. Предисловие / Детская спортивная медицина, 2-е изд. М., 1991. – 558 е.,
182. Студеникин М. Ребенок должен родиться здоровым / Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предисл. Д.Колесова. М.: Юрид. лит., 1988. – с. 8-15.
183. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991. 207 с.
184. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991 – 272 с.
185. Сухомлинский В.А. Избр. произведения: В 5 т. Киев: Рад. шк., 1980. – т. 3. – с. 109.
186. Сухонос А.Н. Экспериментальная программа по спортивной гимнастике начальной подготовки для мальчиков 5-6 лет/ Сборник авторских программ победителей конкурса 1993-1994 гг. М., 1995.- Вып. 1.
187. Тарасова Т.А. Педагогические условия физического воспитания детей 5-6 лет: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Челябинск, 1994. -230с.
188. Теленчи В.И. Физическое воспитание / Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М.Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова, Л.Я.Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И.Теленчи. М.: Просвещение, 1987. – с. 32-52.
189. Токаева Т.Э. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей 4-5 лет ( на материале физических упражнений): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1994. – 21 с.
190. Толкачев Б. Возраст один здоровье разное/ Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предисл. Д.Колесова. – М.: Юрид. лит., 1988.-е. 161-181.
191. Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Р.В.Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток, И.Н. Алферова; Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольскай. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 319 с.
192. Ушинский К.Д. Сочинения, т.8. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950, с. 88
193. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебное пособие / Д.Н.Давиденко. СПб.: СПбГУ, 1996. – 134 с.
194. Физическая культура в образовательном процессе младших школьников: Метод, пособ. для учит. нач. классов. Спб.: Изд-во ОИ НМЦВРУО, 1998.-48 с.
195. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под ред. А.В.Кенеман, Т.И. Осокиной, М.Ю. Кистяковской. М.: Просвещение, 1980. – 156 с.
196. Физическая рекреация в дошкольных образовательных учреждениях / Т.В.Волосникова, В.Д.Гончаров, В.И.Москаленко, С.О. Филиппова; Отв. ред. С.О.Филиппова. СПб.: Изд-во ОИ НМЦ ВРУ О, 1997.-24 с.
197. Физическое воспитание в детских садах: Учебное пособие / Козлов И.М., Никифоров Ю.Б., Правдов М.А., Барникова Н.Э. СПб. -Шуя, 1992.- 100 с.
198. Филиппова С.О. На физкультуру вместе с мамой // Детство: Педагогический альманах. – № 1. / (РГПУ им. А.И.Герцена). -СПб.: Акцидент, 1998. – с. 89-94.
199. Филиппова С.О. Физическое воспитание в условиях дошкольного учреждения нового типа // Вопросы оздоровления населения, теория, методики и психология физического воспитания и спорта. -Чебоксары, 1996. т. 2. – с. 218-222.
200. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-ритмической гимнастике для дошкольных учреждений (Са-Фи-Дансе). СПб.: Изд-во “Нестор”, 1998. – 22 с.
201. Фирсов 3. Плавать раньше, чес ходить/ Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предисл. Д.Колесова. М.: Юрид. лит., 1988. – с. 130-137.
202. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04. Волгоград, 1996. – 19 с.
203. Фонарев М.И. Методика лечебной физкультуры в детском возрасте/ Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М.И.Фонарева. JL: Медицина, 1983. – с. 39.
204. Фонарев М.И., Фонарева Т.А., Бортфельд С.А. Лечебная физическая культура/ Справочник по детской лечебной физкультуре/ Под ред. М.И.Фонарева. Л.: Медицина, 1983. – с. 27.
205. Фонарев А. Ребенок познает мир / Наши дети: Сборник. / Сост. Ю.Ф.Змановский и И.В. Гребенников; Предипл. Д.Колесова. -М.: Юрид. лит., 1988. с. 138-140.
206. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя.-М.:Просвещение, 1986. 159 с.
207. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на прогулке с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1983. 191 с.
208. Цукунф-Губер Б. Гимнастика для грудных детей. м., 1985.- 65 с.• 256. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебник для студентов педагог, инст-ов. М.: Просвещение, 1980. – 222 с.
209. Шапошникова В.И. Биоритмы часы здоровья. – М.: Советский спорт, 1991.-63 с.
210. Шишниашвили Н.Г. К научному обоснованию некоторых вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста (4-6 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1971. – 18 с.
211. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. -М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 250 с.
212. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М., Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях,- М.:Медгиз, 1955.)
213. Ainsworth С.Н. Game and lone of young. Americans. Buffalo: NV elide press, Corp., 1983. – 244 p.
214. Coleman M., Skeen P. Play, game and sport: Theire use and misuse. A development perspective // Childhood Education. 1985. – Vol. 61,N3.-p. 192-198.
215. Hoffman H.A., Young I., Klessius S.E. Meaningful movement for children (A developmental thema approath to phisiological education). -Boston: Allin, Bacon, 1981. 420 p.
216.Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
217.Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
218.Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
219.Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
220.Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
221.Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
222.Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
223.Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.

далее