Достаточно часто можно видеть на судебных процессах связанных с детьми человека от отдела образования. Кто-то его на судебном процессе называет «специалистом отдела образования», кто-то – «представителем отдела образования», а кто-то – «экспертом охраны детства».
Настало время дать точный ответ не только на этот вопрос, но и на сопутствующие.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда от 30.09.2004 № 11 «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей» №7:
– Обратить внимание судов, что по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в деле органа опеки и попечительства является обязательным.( КоБС РБ — Статья 86. Участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Судебное разбирательство дел по спорам, связанным с воспитанием ребенка, назначается только после получения от органа опеки и попечительства заключения по существу рассматриваемого спора вместе с документами, отражающими фактические обстоятельства дела. Свое несогласие с заключением органа опеки и попечительства суд обязан мотивировать.)
В соответствии с полученным ответом на запрос о статусе на суде человека из отдела образования был получен ответ от 20.07.2020 № 01-01-30/8284
О рассмотрении обращения
В связи с поступлением в Верховный Суд Республики Беларусь Вашего электронного обращения сообщается следующее.
По спорам, связанным с воспитанием детей, участие в деле органа опеки и попечительства является обязательным. Во всех случаях суд назначает судебное разбирательство после получения от органа опеки и попечительства заключения по делу (ст. 86 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).
Согласно положениям постановления Пленума Верховного Суда от 30.09.2004 № 11 «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей» при недостаточно компетентном и квалифицированном обследовании и выводах органа опеки и попечительства, противоречащих обстоятельствам дела, а также при необходимости проверить объективность позиции лица, производящего обследование, суд вправе вынести определение о повторном обследовании.
Кроме того, в отдельных случаях в ходе слушания дела орган опеки и попечительства вправе внести изменения в заключение по существу спора исходя из установленных в ходе судебного разбирательства конкретных обстоятельств.
Обращаем внимание, что в деле по спору, связанному с воспитанием детей, орган опеки и попечительства может выступать как государственный орган, уполномоченный дать заключение по делу.
Одновременно информируем, что реализация целей судебного разбирательства и координация деятельности всех участников гражданского судопроизводства обеспечивается председательствующим по делу судьей (ст. 270 ГПК).
Вопросы, касающиеся принятия судом тех или иных процессуальных решений при производстве по делу относятся к его исключительной компетенции, урегулированы нормами ГПК и не могут быть рассмотрены в рамках законодательства, регламентирующего работу с обращениями граждан и юридических лиц (ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»).
В соответствии с ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» — 2.
Уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры.
А так же в соответствии с Законом РБ «О конституционном судопроизводстве» от 8.01.2014№124-З Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе.
уполномоченный орган – Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь (его Президиум), Верховный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, наделенные статьей 116 Конституции Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, настоящим Законом и иными законодательными актами правом внесения в Конституционный Суд соответствующих предложений, рассмотрение которых подведомственно Конституционному Суду;
В том числе и в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь ГЛАВА 11 – ст.85, ст.89(Процессуальные права государственных органов, юридических лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц. Государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц, имеют права и несут обязанности, предусмотренные статьей 56(Права и обязанности юридически заинтересованных в исходе дела лиц. Юридически заинтересованные в исходе дела лица имеют право подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать (опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом. Юридически заинтересованные в исходе дела лица обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами. Всякие попытки затянуть процесс или отклониться от существа дела пресекаются судом. Объем прав и обязанностей юридически заинтересованного в исходе дела лица (его статус) в процессе по конкретному делу зависит от процессуального положения этого лица.) и другими статьями настоящего Кодекса.), ст.90 (Заключения государственных органов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, государственные органы до вынесения судебного постановления могут вступить в процесс по своей инициативе или инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц для дачи заключения по делу. В необходимых случаях суд вправе привлечь государственный орган к участию в деле по своей инициативе. Заключения, даваемые государственными органами, могут касаться как всего дела в целом, так и отдельных фактов и вопросов.)
Таким образом, наличие органа опеки и попечительства на суде сводиться к вопросу:
Является-ли представитель органа опеки и попечительства на суде юридически заинтересованным в исходе дела лицом?
В Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — ГПК) содержится понятие «позиция юридически заинтересованного в исходе дела лица». Указанное понятие раскрывается в ст.55 ГПК, согласно которой каждое юридически заинтересованное в исходе дела лицо занимает и защищает в производстве по этому делу самостоятельную позицию, которая выражается в соответствующих процессуальных документах, заявлениях и действиях. Позиция включает определенные требования или возражения против требований вместе с их фактическим и правовым обоснованием.
В главе 6 ГПК приводятся общие положения: ст.54 — Участники гражданского судопроизводства
Участниками гражданского судопроизводства являются юридически заинтересованные в исходе дела лица и лица, такой заинтересованности не имеющие.
К юридически заинтересованным в исходе дела лицам относятся:
- имеющие непосредственный интерес в исходе дела стороны, третьи лица, заявители, государственные органы, юридические лица и иные организации, должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, заинтересованные граждане и юридические лица – по делам особого производства;
- имеющие государственный, общественный или иной интерес в исходе дела прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц; государственные органы, вступившие в процесс с целью дачи заключения по делу; представители юридически заинтересованных в исходе дела лиц, кроме прокурора.
Юридической заинтересованности в исходе дела не имеют: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества.
Представление интересов в суде может осуществляться как лично заявителем, так и его представителем. Последнему на представление интересов выдается доверенность. Доверенность – это письменное полномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства, надлежащим образом удостоверенное. Доверенность должна соответствовать главе 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Глава 9 Гражданского Процессуального Кодекса Республики Беларусь.
При оформлении доверенности на ведение гражданского дела в суде общие требования установлены ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь и п.78 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 №63. В доверенности должны быть указаны:
- место и дата ее совершения (подписания);
- фамилии, собственные имена, отчества и (или) полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, адрес места жительства представителя и представляемого и (или) адрес местонахождения юридического лица;
- в необходимых случаях – занимаемая должность;
- полномочия представителя;
- подпись руководителя организации или иного лица, уполномоченного на выдачу доверенности учредительным документом.
Важную роль в такой доверенности играет правильное указание полномочий представителя, которые должны быть указаны в соответствии со ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
Таким образом, если на суде Представителем органа опеки и попечительства фактически является специалист данного государственного органа, то данный специалист не имеет право осуществлять свои процессуальные действия на суде как специалист или эксперт(Глава 6 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь), так как к судебному процессу он допущен как представитель.
«На усмотрение суда»
Судейское усмотрение связано с возможностью выбора в условиях альтернативы: судья правомочен избрать одно из нескольких вариантов решений, предусмотренных законом. При выборе одного из предусмотренных законом вариантов судья не действует произвольным или случайным образом. Он руководствуется факторами объективного и субъективного характера, которые одновременно устанавливают пределы судейского усмотрения.
Объективные факторы – не единственное, чем руководствуется судья, принимая решение. Существует целый ряд субъективных факторов судейского усмотрения, к числу которых относятся прежде всего мировоззрение судьи, его морально-нравственные и этические установки. Судья не существует в «безвоздушном пространстве» – он живет в обществе, впитывая ценности своей эпохи, на основе которых формируется личность и взгляды каждого судьи. Настоящий судья – это личность, для которой нетерпимы шаблоны, стереотипы, формальное отношение к делу. И в каждом судье имеются следы его прошлого опыта, воспитания, мировоззрения, полученного в вузе. Это прошлое, насыщенное эмоциями, постоянно влияет на нашу манеру ощущать настоящее и видеть спорный юридический конфликт, отражаясь в судейском усмотрении.
Выступая на суде, представитель отдела образования не является экспертом. В то же время суду необходимо мнение компетентного специалиста для разрешения судебного спора по существу собранных материалов в ходе судебного процесса.
В соответствии с ответом МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 31.07.2020 №05-01-2324-К-(1)-0
« В Министерстве образования в пределах компетенции рассмотрено Ваше электронное обращение, поступившее из Совета Министров Республики Беларусь. Сообщаем следующее. В соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 № 1049, обеспечение реализации государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними отнесено к одной из главных задач министерства. В этой связи Министерство образования принимает непосредственное участие в разработке законодательства, регулирующего вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также разрабатывает методические рекомендации по его практическому применению. По согласованию с Верховным Судом Республики Беларусь в январе 2018 года министерством разработаны и направлены для руководства в работе «Методические рекомендации по подготовке запрашиваемых судами документов и участию представителей органов опеки и попечительства в судебных спорах, затрагивающих интересы детей», ознакомиться с которыми Вы можете в информационно-правовой системе «Эталон», обеспечивающей доступ в сети Интернет к эталонному банку данных правовой информации Республики Беларусь. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с законодательством, лицо, назначенное экспертом, дает суду письменное заключение по поставленным вопросам (статья 96 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь). Представитель органа опеки и попечительства, принимающий участие в судебном заседании, не уполномочен давать заключения от своего имени. Он представляет в судебном заседании позицию коллегиального органа – органа опеки и попечительства, которым является местный исполнительный и распорядительный орган (статья 143 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). »
Подводя итог можно выделить важный аспект в подобных судебных процессах: Важно не наличие грамотного адвоката или юриста, а наличие соответствующего заключения специалиста.