В каждом исполнительном производстве участвуют две стороны – должник и взыскатель. В ходе процесса принудительного исполнения у сторон могут возникнуть вопросы законности и обоснованности проведенных судебным исполнителем принудительных действий или вынесенных им постановлений и соответственно возникает вопрос каким образом сторонам защитить свои права и законные интересы, учитывая тот факт, что одним из принципов исполнительного производства является принцип равноправия и добросовестности сторон.
Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан и юридических лиц).
Действительно, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан и юридических лиц), Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). Однако под действие данных нормативных актов попадают лишь вопросы касающиеся организации работы органов принудительного исполнения, соблюдении профессиональной этики и трудовой дисциплины (п. 12 Приложения к Указу).
Между тем, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.
Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), соответственно обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц будет оставлено без рассмотрения по существу.
Закон РБ Об исполнительном производстве
Статья 126. Форма и содержание жалобы (протеста), поданной в порядке подчиненности
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, подаются в письменной форме.
В жалобе (протесте) должны быть указаны:
- наименование органа принудительного исполнения, в который подается жалоба (протест);
- должность, фамилия и инициалы судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, государственного органа, фамилия и инициалы прокурора, подающих жалобу (протест);
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, являющихся стороной исполнительного производства;
- наименование документа (жалоба, протест);
- номер исполнительного производства, по которому подается жалоба (протест), и дата его возбуждения;
- наименование исполнительного документа, требования, содержащиеся в исполнительном документе;
- наименование суда или иного уполномоченного органа (фамилия и инициалы уполномоченного лица), выдавших исполнительный документ;
- сущность жалобы (протеста);
- обстоятельства, на которых основана жалоба (протест);
- требования лица, подающего жалобу (протест), со ссылкой на акты законодательства;
- перечень прилагаемых документов;
- дата подачи жалобы (протеста).
В жалобе (протесте) могут быть указаны и другие сведения, необходимые для правильного ее рассмотрения.
Жалоба (протест) должна содержать:
- личную подпись гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, или его представителя;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, либо лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, и их личную подпись, заверенную печатью юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом;
- личную подпись прокурора, подающего протест.
К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.
К жалобе (протесту) должны быть приложены:
- документ, подтверждающий направление копии этой жалобы (протеста) и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);
копии обжалуемых (опротестовываемых) постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.
Таким образом, если у сторон исполнительного производства возникают вопросы к работе судебного исполнителя, то разрешение их возможно только в рамках обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения в соответствии с главой 12 Закон об исполнительном производстве. Иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа могут защитить свои интересы аналогичным образом (статья 124 Закона).
В соответствии со статьей 124 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением — в суд.
Это значит, что жалоба на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подается начальнику районного отдела принудительного исполнения, при котором состоит судебный исполнитель. Жалоба рассматривается начальником отдела в десятидневный срок (учитываются только рабочие дни) и по результатам рассмотрения выносится постановление, которое направляется сторонам и лицу, подавшему жалобу. Лицо, подавшее жалобу (протест), вправе отозвать ее до принятия по ней решения.
Если лицо подавшее жалобу несогласно с результатом ее рассмотрения начальником отдела, то дальнейшее обжалование постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя и постановления начальника отдела осуществляется в судебном порядке и подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.
Таким образом, жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела не рассматриваются областным управлением принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в случае поступления такой жалобы она возвращается заявителю, как поступившая не по подведомственности.
В компетенцию начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома входит рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) начальников районных отделов принудительного исполнения связанные с непосредственным исполнением ими исполнительных документов.
Особо обращаем внимание, что с учетом того, что обжалование действий, постановлений судебного исполнителя носит процессуальный характер, то Закон об исполнительном производстве устанавливает требования к форме и содержанию жалобы, а также устанавливает сроки подачи жалобы.
Требования к форме и содержанию жалобы изложены в статье 126 Закон об исполнительном производстве. В жалобе должны быть указаны:
- наименование органа принудительного исполнения, должность, фамилия и инициалы судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, государственного органа;
- фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, его место жительства (место пребывания) либо наименование, место нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, являющихся стороной исполнительного производства;
- наименование документа (жалоба, протест);
- номер исполнительного производства, по которому подается жалоба (протест), и дата его возбуждения;
- наименование исполнительного документа, требования, содержащиеся в исполнительном документе;
- сущность жалобы (протеста);
- личную подпись гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, подающего жалобу, или его представителя;
Здесь особое внимание следует обратить на то, что к жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), судебному исполнителю постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Этим документом, например, может быть квитанция о направлении копий жалобы заказной корреспонденцией. К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.
Сроки подачи жалобы установлены статей 127 Закона об исполнительном производстве и составляют десять дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, либо со дня совершения судебным исполнителем действий (установления факта бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.
Соответственно из текста жалобы, приложенных к ней документов или исполнительного производства должно быть видно, что срок на обжалование не пропущен.
Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность восстановления пропущенного срока подачи жалобы. Порядок восстановления срока изложен в статье 128 настоящего Закона и предусматривает в обязательном порядке подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы одновременно с этой жалобой.
Следует обратить внимание, что в случае, когда пропущены сроки подачи жалобы, установленные статьей 127 настоящего Закона, и лицо, подавшее жалоб, не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также когда не соблюдены форма и содержание жалобы, установленные статьей 126, то жалоба возвращается без рассмотрения.
По результатам рассмотрения жалобы соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы или же признать жалобу обоснованной полностью или частично.
В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:
- отменить полностью или частично обжалованные постановления;
- отменить обжалованные постановления и обязать судебного исполнителя принять новое решение в соответствии с законодательством или же самому принять новое решение;
- признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений.
Также по результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение о привлечении судебного исполнителя к ответственности в случае установления фактов нарушения требований законодательства, регулирующего принудительное исполнение.
Кроме того, перед направлением жалобы, с целью объективности изложения обстоятельств, на которых основана жалоба, а также с целью соблюдения установленных требований к форме и содержанию ее, рекомендуем сторонам ознакомиться с материалами исполнительного производства, так как предоставление судебными исполнителями письменной информации о ходе исполнения Законом не предусмотрено.
Нормативно-правовое регулирование
- Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК);
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК);
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК);
- Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее –Закон).
ШАГ 1: определяем круг лиц, которые вправе обжаловать (опротестовать) постановление, действия (бездействия) судебного исполнителя
В ст. 124 Закона перечислены лица, которым предоставлено право на обжалование (опротестование) постановления, действия (бездействия) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанных с непосредственным исполнением исполнительных документов. При этом прокурору предоставлено право на совершение этих же действий без соблюдения порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения.
Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь могут быть обжалованы либо опротестованы непосредственно в суд.
ШАГ 2: определяем орган, в который надлежит обращаться с жалобой на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя
Порядок подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности регулируется нормами ст. 125 Закона.
Лицо, подавшее жалобу (протест), вправе отозвать ее до принятия по ней решения.
ШАГ 3: составляем жалобу на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя
Требования к форме и содержанию жалобы (протеста), поданной в порядке подчиненности, содержатся в ст. 126 Закона.
Так, жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, подаются в письменной форме.
К жалобе, подаваемой представителем гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.
Отметим, что к жалобе (протесту) должны быть приложены:
- документ, подтверждающий направление копии этой жалобы (протеста) и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются);
- копии обжалуемых (опротестовываемых) постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.
ШАГ 4: проверяем сроки для подачи жалобы; изучаем сроки, установленные для рассмотрения жалобы компетентным органом
Сроки подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности прописаны в ст. 127 Закона. В частности, срок подачи жалобы (протеста) составляет 10 дней:
- со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения;
- со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу (протест), не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.
В соответствии со ст. 29 Закона в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства. Таким образом, при подаче и рассмотрении жалобы (протеста) сроки считаются в рабочих днях.
В силу ст. 128 Закона пропущенный срок подачи жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, может быть восстановлен при условии, что одновременно с этой жалобой (протестом) подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) и руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), признает причины пропуска срока уважительными.
Отметим, что отдельное постановление о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) не выносится.
Постановление руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с его решением – в суд.
Постановление Главного судебного исполнителя Республики Беларусь об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в суд.
Случаи, когда жалоба (протест) может быть возвращена без рассмотрения, закреплены в ст. 129 Закона. О возвращении без рассмотрения жалобы (протеста) руководитель органа принудительного исполнения, которому подана жалоба (протест), не позднее трех дней со дня ее поступления выносит постановление, которое может быть обжаловано.
Жалобы (протесты), поданные в порядке подчиненности, в соответствии со ст. 130 Закона должны быть рассмотрены в установленные сроки. Так, жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны быть рассмотрены соответствующим руководителем органа принудительного исполнения в течение 10 дней со дня их поступления.
Руководитель органа принудительного исполнения, рассматривающий жалобу (протест), вправе запросить у сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), дополнительные документы и (или) сведения, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы (протеста). В этом случае срок рассмотрения жалобы (протеста) приостанавливается на основании постановления руководителя органа принудительного исполнения, рассматривающего жалобу (протест), до представления запрошенных документов и (или) сведений.
После того как отпали обстоятельства, послужившие основанием для приостановления срока рассмотрения жалобы (протеста), руководитель органа принудительного исполнения возобновляет рассмотрение жалобы (протеста), о чем выносит постановление.
ШАГ 5: вынесение постановления по результатам рассмотрения жалобы на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя
В соответствии со ст. 131 Закона по результатам рассмотрения жалобы (протеста) соответствующий руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:
- постановления, действия (бездействие) признаются законными и в удовлетворении жалобы (протеста) отказывают;
- жалоба (протест) признается обоснованной полностью или частично (одно из следующих решений:
- отменить полностью или частично обжалованные (опротестованные) постановления;
- отменить обжалованные (опротестованные) постановления и обязать судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы), принять новое решение в соответствии с законодательством;
- отменить обжалованные (опротестованные) постановления и принять новое решение;
- признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений).
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) должностное лицо, рассмотревшее жалобу (протест), выносит постановление, которое не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также лицу, подавшему жалобу (протест), судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалованы (опротестованы). Прокурор имеет право принесения протеста в суд без соблюдения порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения.
ШАГ 6: случаи и порядок подачи жалобы на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя в суд
Порядок подачи жалобы (протеста) в суд предусмотрен ст. 132 Закона.
Обозначим подсудность при подаче жалоб (протестов).
Жалоба, подаваемая в орган принудительного исполнения, государственной пошлиной не облагается. Жалоба, подаваемая в суд, облагается государственной пошлиной, размер которой составляет одну базовую величину (п. 2.3 приложения 14, п. 2 приложения 16 к НК).
ШАГ 7: обращаемся с жалобой в экономический суд
Порядок подачи жалобы (протеста) в экономический суд регламентируют нормы ХПК, в частности, ст. 2663 ХПК.
Обратите внимание, что к жалобе (протесту) должны быть приложены документы, подтверждающие направление копии этой жалобы (протеста) и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются (опротестовываются), руководителю органа принудительного исполнения, вынесшему постановление по результатам рассмотрения жалобы (протеста), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Жалобы (протесты) рассматриваются не позднее 10 дней со дня поступления в суд, рассматривающий экономические дела.
В случае признания жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения обоснованной суд, рассматривающий экономические дела, в резолютивной части решения определяет меры, которые должны быть приняты судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения для устранения допущенных ими нарушений.
ШАГ 8: подаем жалобу на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя в районный (городской) суд общей юрисдикции
Особенности рассмотрения жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, которые в соответствии с нормами ст. 132 Закона подлежат рассмотрению в районном (городском) суде, регулируют нормы § 9 ГПК.
Отметим, что рассмотрение жалобы (протеста), поданной в районный (городской) суд, осуществляется в соответствии с нормами ст. 3605 ГПК не позднее 10 дней со дня поступления этой жалобы (протеста) в суд.