закрыть

В сложившейся практике бракоразводных конфликтов зачастую втянуты несовершеннолетние дети. Такие конфликты накладывают свой отпечаток на все проблемы детей и зачастую оказываются поводом для создания критических ситуаций с детьми. Несовершеннолетние могут причинить как себе, так и другим травмы, увечия или совершить противоправные поступки. Родители из-за сложности во взаимоотношении между собой не замечают, как дети могут скопировать поступки и не осознанно совершить их.

статус СОП
статус СОП

Для профилактики таких ситуаций государство принимает непосредственное участие и контроль за несовершеннолетними. Министерством образования Республики Беларусь постановлением от 25 июля 2011 г. № 117 была введена инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. Указано, что работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются: комиссии по делам несовершеннолетних; органы опеки и попечительства; органы управления образованием; органы управления здравоохранением); органы по труду, занятости и социальной защите); органы внутренних дел.

Таким образом, данная инструкция применяется к несовершеннолетним, которые не находятся в СОП.

С целью выхода из СОП разрабатывают индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Его основная цель в том, чтобы ребенок как можно меньше пострадал от сложившейся в его семье ситуации. Все заинтересованные должны по мере возможности компенсировать неблагополучные факторы его социализации. Его мероприятия носят воспитательный, а не карательный, регулирующий или контролирующий. Мероприятия плана должны быть конкретными и индивидуально ориентированными, с опорой на причины (критерии) постановки в социально опасное положение, объективную ситуацию в семье, возраст и уровень развития ребенка. Все мероприятия плана должны отражать работу с проблемой и причиной попадания ребенка и его семьи в СОП, должны быть разработаны для конкретной семьи и ее реальных возможностей и быть реализуемы с несовершеннолетним, для которого написан план.

Таким образом, в случаи развода и конфликтной ситуации с детьми необходимо уделять внимание на ситуацию с ребенком и в случаи необходимости обращаться за помощью к специалистам, для постановки ребенка в СОП. Такие мероприятия позволят предотвратить негативное воздействие и последствия на несовершеннолетнего.

Так же необходимо отметить, что в случаи, если родителями не устранены факторы СОП в отведенное время, ребенок(по решению суда) изымается из семьи под государственную опеку, где родители будут уплачивать содержание своего ребенка.

Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

26.12.2006 № 1728 с изменениями от от 27 июня 2011

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110) и определяет порядок признания детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и их определения:

ребенок, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия;

социальный патронат над семьей – форма попечения семьи государственными органами, иными организациями, уполномоченными законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка.
Глава 2. Порядок признания детей нуждающимися в государственной защите

3. Решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении (далее – ребенок), нуждающимся в государственной защите принимается местным исполнительным и распорядительным органом (далее – орган опеки и попечительства) или комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних).

4. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении и дальнейшее пребывание ребенка у родителей может повлечь угрозу его жизни и здоровью.

В других случаях безнадзорности и беспризорности ребенка (если ребенок является беженцем, жертвой торговли людьми, иных случаях, когда жизнедеятельность ребенка нарушена в результате сложившихся обстоятельств) решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства.

5. Для принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, обращаются в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка с ходатайством о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите.

6. Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:

  • информацию о социальном положении ребенка;
  • информацию о причинах попадания ребенка в число детей, находящихся в социально опасном положении;
  • информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;
  • обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите подписывается руководителем государственного органа, иной организации, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

7. К ходатайству о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите прилагаются:

  • акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;
  • проект плана защиты прав и законных интересов ребенка;
  • иная информация, подтверждающая социально опасное положение ребенка, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка или может повлечь неминуемую для него опасность.

8. Проект плана защиты прав и законных интересов ребенка содержит:

  • перечень мероприятий по созданию необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих социально-педагогическую реабилитацию ребенка и социальный патронат над семьей;
  • сроки выполнения мероприятий;
  • ответственных должностных лиц за выполнение мероприятий и всего плана в целом;
    периодичность проверки реализации плана.

9. План защиты прав и законных интересов ребенка, согласованный комиссией по делам несовершеннолетних, утверждается руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации не позднее двух недель со дня вынесения решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

10. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в трехдневный срок со дня поступления ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите со всеми необходимыми документами, органом опеки и попечительства  в двухнедельный срок.
Глава 3. Организация учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите

11. Комиссии по делам несовершеннолетних обеспечивают учет данных о детях, признанных комиссиями по делам несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите, путем составления карт учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите, на бумажном и машинном носителях по форме согласно приложению.

Управления (отделы) образования районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций обеспечивают учет данных о детях, признанных органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите, путем составления карт учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите, на бумажном и машинном носителях по форме, указанной в части первой настоящего пункта.

12. Комиссии по делам несовершеннолетних, управления (отделы) образования районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций ежемесячно до 10-го числа представляют в областные, Минскую городскую комиссии по делам несовершеннолетних и управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома соответственно информацию о количестве детей, состоящих на учете, снятых с учета и поставленных на учет в течение предыдущего месяца.

13. Государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, имеют право на получение необходимой информации о детях, признанных нуждающимися в государственной защите.

14. Отмена решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства или комиссией по делам несовершеннолетних в случае устранения причин, повлекших признание ребенка нуждающимся в государственной защите.

15. Ходатайство о необходимости отмены решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите готовят и направляют в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних государственный орган, иная организация, должностное лицо которых является ответственным за выполнение плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите.

Методические рекомендации по выявлению и сопровождению неблагополучных семей (для специалистов учреждений образования)

Методические рекомендации в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования

об эффективности применения мер субъектами профилактики в части устранения причин социально опасного положения в семьях, воспитывающих несовершеннолетних детей

Update:

В Министерстве образования Республики Беларусь Ваше электронное обращение рассмотрено.

Сообщаем, что в нормативных правовых актах Министерства образования не содержится требований к наличию автономных пожарных извещателей (далее — АПИ) в жилых помещениях, в которых проживают несовершеннолетние. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, форма которого указана в Приложении 2 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. №47, также не содержит граф, отражающих наличие или отсутствие АПИ. Основными актами законодательства, регулирующими отношения в области пожарной безопасности, являются Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности» (далее — Закон), постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. №3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014». В компетенцию Министерства образования не входит трактование актов законодательства, разработка которых осуществляется иными республиканскими органами государственного управления. При этом полагаем возможным обратить Ваше внимание, что из статьи 19 Закона вытекает обязанность граждан знать и выполнять требования пожарной безопасности в быту’. По информации управления образования Гомельского облисполкома, во исполнение решения Гомельского облисполкома от 19.12.2014 №* 1188 «О повышении эффективности работы смотровых комиссий и рабочих групп местных исполнительных и распорядительных органов» пожарно-техническое обследование жилых помещений еженедельно осуществляют смотровые комиссии, в состав которых входят все субъекты профилактики, в том числе и представители органов управления образованием и учреждений образования. В соответствии с протоколом поручений заместителя председателя Гомельского облисполкома от 29.01.2016, данных в ходе видеоконференции, принимаются меры по оборудованию АПИ домовладений (квартир), в которых проживают (воспитываются) дети, а также при посещении несовершеннолетних осуществляется полное и всестороннее изучение условий их проживания. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» ответ Министерства образования может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством.

Update: Постановлению Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2019 № 22

Критерии и показатели социально опасного положения
Критерии социально опасного положения
Показатели социально опасного положения

  1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка(детей)
    родители допускают оставление ребенка (детей) без
    пищи
    родители допускают систематическое отсутствие
    пищи, предназначенной для питания ребенка (детей)
    (для детей раннего возраста — от 0 до 3 лет, детей
    дошкольного возраста — от 3 до 6 лет, детей школь-
    ного возраста — от 6 лет и старше), отвечающей со-
    ответствующим физиологическим потребностям дет-
    ского организма и не причиняющей вред здоровью
    ребенка соответствующего возраста
    родители допускают проживание ребенка (детей) в
    жилых помещениях, в которых печи, теплогенери-
    рующие агрегаты, газовое оборудование, электриче-
    ские сети, электроприборы не соответствуют требо-
    ваниям технических нормативных правовых актов
    либо эксплуатационной документации на них, не-
    работоспособны, демонтированы устройства автома-
    тического (автономного) обнаружения и оповещения
    о пожаре, надворные постройки и придомовая терри-
    тория не соответствуют требованиям пожарной
    безопасности и имеются условия, создающие непо-
    средственную угрозу возникновения пожара
    родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
    родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)
  2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вслед-
    в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте
    до 14 лет неоднократно в течение года установлены
    факты привлечения к административной ответствен-
    ности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об
    административных правонарушениях

2
Критерии социально опасного положения
Показатели социально опасного положения
ствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте
старше 14 лет в рамках административного либо
уголовного процессов установлены факты, подтвер-
ждающие что они не контролируют его (их) поведе-
ние и местонахождение, вследствие чего ребенок
(дети) привлечен к административной либо уголов-
ной ответственности

  1. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)
    в отношении родителей установлены факты привле-
    чения к административной ответственности за со-
    вершение правонарушений, предусмотренных
    статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, стать-
    ями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об
    административных правонарушениях
    в отношении родителей установлены факты потреб-
    ления наркотических средств, психотропных ве-
    ществ, их аналогов, токсических или других одурма-
    нивающих веществ, употребления ими алкогольных
    напитков, по результатам чего к ним применялись
    меры профилактического воздействия
    установлены факты жестокого обращения родителей
    с ребенком, физического и (или) психологического
    насилия по отношению к нему

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее — государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
  2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних44, иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:
    выявление детей, находящихся в социально опасном положении, — комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее — неблагоприятная для детей обстановка);
    социальное расследование — деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

2
признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении — принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее — мероприятия), — совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:
    в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении; в организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении; в реализации мероприятий.
  2. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:
    местные исполнительные и распорядительные органы; комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее — комиссии по делам несовершеннолетних);
    структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее — отделы образования);
    учреждения образования; организации здравоохранения;
    структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее — органы по труду, занятости и социальной защите);

3
территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей; территориальные органы внутренних дел; органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям; структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

  1. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 ”О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях“ (далее — координационные советы).
    ГЛАВА 3
    ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО
    ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
  2. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:
    отделы образования, учреждения образования — при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;
    организации здравоохранения — при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и

4
оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;
органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей — при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании социальных услуг, осуществлении иных функций;
территориальные органы внутренних дел — при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям — при проведении пожарно-профилактической работы;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, — при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;
государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения
государственного жилищного фонда в общежитиях, — при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.
Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки
государственные органы, государственные и иные организации
незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) — в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования.
ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее — комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — совет профилактики).
К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.
Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социальнопедагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.
Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.
Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.
По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.
Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:
обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.
В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)
НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ,
КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ
Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.
О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.
Координационный совет принимает одно из следующих решений:
признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих
дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.
Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.
Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:
о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;
о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.
При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия.
Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.
Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.
ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Реализацию мероприятий обеспечивают:
22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:
организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;
принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;
формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);
22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;
22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:
в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;
организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;
22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:
обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение
образования;
обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;
22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:
создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционнопедагогической помощи;
оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;
22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:
в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;
консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);
обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;
консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;
осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);
обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:
в соответствии с законодательством назначают пенсии, пособия;
в установленном законодательством порядке оказывают государственную адресную социальную помощь семье, иные виды помощи, участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной помощи, а также помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;
в установленном законодательством порядке оказывают социальные услуги, в том числе пострадавшим от насилия в семье;
участвуют в профилактических мероприятиях по противодействию домашнему насилию;
в соответствии с законодательством при необходимости оказывают содействие родителям в трудоустройстве;
22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:
проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;
при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;
22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;
22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:
оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;
22.11. организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате коммунальных услуг.

В начале декабря 2023 года в Кодекс о семье были внесены несколько изменений. Они касаются признания детей в социально опасном положении (СОП). Теперь такой статус, например, могут получить дети, родители которых не работают больше трех месяцев.
Это предусмотрено Постановлением Совета Министров от 1 декабря 2023 года №856.
Постановление опубликовано на Национальном правовом портале. Важное новшество касается финансовой части. Семья может попасть в СОП, если родители (один или оба) не работают больше трех месяцев и не занимаются какой-либо деятельностью.
Также на учет семью могут поставить за неправильную трату пенсий, пособий и других соцвыплат. Грубо говоря, деньги уходят на желания родителей, а не на потребности ребенка. Это касается не только питания, одежды и обуви, но также обучающих занятий, игр.
Среди прочего, семью могут поставить на учет в , если родители нарушили закон в состоянии алкогольного опьянения, страдают синдромом зависимости от психоактивных веществ или уклоняются от диспансерного наблюдения при тяжелом течении психической болезни.

За что еще теперь детей могут признать находящимися в СОП:
в течение года родители неоднократно привлекались к ответственности за нарушение закона;
родители нарушили закон в пьяном состоянии или под воздействием любых запрещенных веществ;
ребенок нарушил закон, но при этом доказано, что родители не следили за его поведением;
родитель отказывается наблюдаться у специалистов (речь о психических заболеваниях, алкоголизме, наркомании);
ребенок пострадал из-за пожара, упал с высоты, отравился психоактивными веществами;
ребенок стал жертвой сексуализированного насилия.

В частности, к показателям социально-опасного положения добавилось, например, наличие в доме газопроводов и иного оборудования, которое не соответствует нормативам и представляет угрозу жизни.
Также еще одним основанием для постановки в СОП стало получение ребенком тяжких телесных повреждений из-за воздействия внешних факторов, в том числе пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами.
Кроме того, в СОП поставят, если оба родителя или единственный родитель более трех месяцев не работают или не получают иного законного дохода. Также поступят и если они неправильно расходуют пенсии, пособия и иные выплаты на детей, а также социальную помощь, из-за чего у детей нет еды, одежды, места для отдыха, занятий и игр.
Еще одна новация документа – если раньше для постановки в СОП родители должны были неоднократно в течение года привлекаться к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 10.3 КоАП), то теперь основанием станут также и факты освобождения от ответственности по данной статье. Напомним, что оно возможно, например, при малозначительности правонарушения, при наличии некоторых смягчающих обстоятельств или с вынесением предупреждения (см. гл. 8 КоАП).
Изменилась и еще одна важная норма
Ранее могли поставить в СОП, если родители не контролируют поведение ребенка старше 14 лет, вследствие чего он привлечен к административной или уголовной ответственности. В новой редакции возраст ребенка не важен, а основанием может послужить факт совершения им правонарушения, что повлекло начало индивидуальной профилактической работы в соответствии с Законом от 31 мая 2003 года №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Также среди показателей СОП помимо физического и психологического насилия родителей по отношению к детям добавилось еще и сексуальное.
Новшеством стало и то, что отныне критерием СОП является совершение родителями и (или) другими лицами, участвующими в воспитании и содержании детей, правонарушения или преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Также могут поставить в СОП из-за того, что родители или другие лица, участвующие в воспитании и содержании детей, страдают от тяжелого психического заболевания с частыми обострениями и уклоняются от диспансерного наблюдения, либо у них выявлен синдром зависимости от алкоголя или наркотиков.


Тэги : Детизащитаобязанностиродителисемьясопсудьба

Оставить комментарий