Социально опасное положение – СОП

В сложившейся практике бракоразводных конфликтов зачастую втянуты несовершеннолетние дети. Такие конфликты накладывают свой отпечаток на все проблемы детей и зачастую оказываются поводом для создания критических ситуаций с детьми. Несовершеннолетние могут причинить как себе, так и другим травмы, увечия или совершить противоправные поступки. Родители из-за сложности во взаимоотношении между собой не замечают, как дети могут скопировать поступки и не осознанно совершить их. Для профилактики таких ситуаций государство принимает непосредственное участие и контроль за несовершеннолетними. Министерством образования Республики Беларусь постановлением от 25 июля 2011 г. № 117 была введена инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. Указано, что работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются: комиссии по делам несовершеннолетних; органы опеки и попечительства; органы управления образованием; органы управления здравоохранением); органы по труду, занятости и социальной защите); органы внутренних дел.

Таким образом, данная инструкция применяется к несовершеннолетним, которые не находятся в СОП.

С целью выхода из СОП разрабатывают индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении. Его основная цель в том, чтобы ребенок как можно меньше пострадал от сложившейся в его семье ситуации. Все заинтересованные должны по мере возможности компенсировать неблагополучные факторы его социализации. Его мероприятия носят воспитательный, а не карательный, регулирующий или контролирующий. Мероприятия плана должны быть конкретными и индивидуально ориентированными, с опорой на причины (критерии) постановки в социально опасное положение, объективную ситуацию в семье, возраст и уровень развития ребенка. Все мероприятия плана должны отражать работу с проблемой и причиной попадания ребенка и его семьи в СОП, должны быть разработаны для конкретной семьи и ее реальных возможностей и быть реализуемы с несовершеннолетним, для которого написан план.

Таким образом, в случаи развода и конфликтной ситуации с детьми необходимо уделять внимание на ситуацию с ребенком и в случаи необходимости обращаться за помощью к специалистам, для постановки ребенка в СОП. Такие мероприятия позволят предотвратить негативное воздействие и последствия на несовершеннолетнего.

Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

26.12.2006 № 1728 с изменениями от от 27 июня 2011

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110) и определяет порядок признания детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и их определения:

ребенок, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия;

социальный патронат над семьей – форма попечения семьи государственными органами, иными организациями, уполномоченными законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка. Глава 2. Порядок признания детей нуждающимися в государственной защите

3. Решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении (далее – ребенок), нуждающимся в государственной защите принимается местным исполнительным и распорядительным органом (далее – орган опеки и попечительства) или комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних).

4. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении и дальнейшее пребывание ребенка у родителей может повлечь угрозу его жизни и здоровью.

В других случаях безнадзорности и беспризорности ребенка (если ребенок является беженцем, жертвой торговли людьми, иных случаях, когда жизнедеятельность ребенка нарушена в результате сложившихся обстоятельств) решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства.

5. Для принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, обращаются в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка с ходатайством о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите.

6. Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:

  • информацию о социальном положении ребенка;
  • информацию о причинах попадания ребенка в число детей, находящихся в социально опасном положении;
  • информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;
  • обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите подписывается руководителем государственного органа, иной организации, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей.

7. К ходатайству о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите прилагаются:

  • акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;
  • проект плана защиты прав и законных интересов ребенка;
  • иная информация, подтверждающая социально опасное положение ребенка, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка или может повлечь неминуемую для него опасность.

8. Проект плана защиты прав и законных интересов ребенка содержит:

  • перечень мероприятий по созданию необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих социально-педагогическую реабилитацию ребенка и социальный патронат над семьей;
  • сроки выполнения мероприятий;
  • ответственных должностных лиц за выполнение мероприятий и всего плана в целом; периодичность проверки реализации плана.

9. План защиты прав и законных интересов ребенка, согласованный комиссией по делам несовершеннолетних, утверждается руководителем районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации не позднее двух недель со дня вынесения решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

10. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в трехдневный срок со дня поступления ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите со всеми необходимыми документами, органом опеки и попечительства  в двухнедельный срок. Глава 3. Организация учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите

11. Комиссии по делам несовершеннолетних обеспечивают учет данных о детях, признанных комиссиями по делам несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите, путем составления карт учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите, на бумажном и машинном носителях по форме согласно приложению.

Управления (отделы) образования районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций обеспечивают учет данных о детях, признанных органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите, путем составления карт учета детей, признанных нуждающимися в государственной защите, на бумажном и машинном носителях по форме, указанной в части первой настоящего пункта.

12. Комиссии по делам несовершеннолетних, управления (отделы) образования районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций ежемесячно до 10-го числа представляют в областные, Минскую городскую комиссии по делам несовершеннолетних и управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома соответственно информацию о количестве детей, состоящих на учете, снятых с учета и поставленных на учет в течение предыдущего месяца.

13. Государственные органы, иные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, имеют право на получение необходимой информации о детях, признанных нуждающимися в государственной защите.

14. Отмена решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства или комиссией по делам несовершеннолетних в случае устранения причин, повлекших признание ребенка нуждающимся в государственной защите.

15. Ходатайство о необходимости отмены решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите готовят и направляют в орган опеки и попечительства или комиссию по делам несовершеннолетних государственный орган, иная организация, должностное лицо которых является ответственным за выполнение плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите.

Update:

В Министерстве образования Республики Беларусь Ваше электронное обращение рассмотрено.

Сообщаем, что в нормативных правовых актах Министерства образования не содержится требований к наличию автономных пожарных извещателей (далее – АПИ) в жилых помещениях, в которых проживают несовершеннолетние. Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, форма которого указана в Приложении 2 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. №47, также не содержит граф, отражающих наличие или отсутствие АПИ. Основными актами законодательства, регулирующими отношения в области пожарной безопасности, являются Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности» (далее – Закон), постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. №3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014». В компетенцию Министерства образования не входит трактование актов законодательства, разработка которых осуществляется иными республиканскими органами государственного управления. При этом полагаем возможным обратить Ваше внимание, что из статьи 19 Закона вытекает обязанность граждан знать и выполнять требования пожарной безопасности в быту’. По информации управления образования Гомельского облисполкома, во исполнение решения Гомельского облисполкома от 19.12.2014 №* 1188 «О повышении эффективности работы смотровых комиссий и рабочих групп местных исполнительных и распорядительных органов» пожарно-техническое обследование жилых помещений еженедельно осуществляют смотровые комиссии, в состав которых входят все субъекты профилактики, в том числе и представители органов управления образованием и учреждений образования. В соответствии с протоколом поручений заместителя председателя Гомельского облисполкома от 29.01.2016, данных в ходе видеоконференции, принимаются меры по оборудованию АПИ домовладений (квартир), в которых проживают (воспитываются) дети, а также при посещении несовершеннолетних осуществляется полное и всестороннее изучение условий их проживания. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» ответ Министерства образования может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством.

27 февраля 2017 Читали:5515 Дата обновления:
22 сентября 2017
Войти Регистрация Поделиться в:
vkontakte
Одноклассники Facebook Google+ Twitter

2 комментарий к “Социально опасное положение – СОП

  1. Если семья когда стояла на СОП, но сейчас таковой не является, возможно ли оформление опекунства

  2. Здраствуйте моя семья состоит на СОП. Меня интересунт такой вопрос как можно сняться с СОП. Дело в том что (фактически угрожают (президенской комисией)).
    Такая комисия вообще существует?
    И как сказали что за нас крепко взялись. Что это могло бы значить.
    Моя семья не является алкашами или еще каким либо аморальным обществом.
    Но есть другая прлблема то что часто переезжаем. По причине того что по моему месту прописки когда-то была задолжность и я там никогда не жил (имущества моего там нет) и не разу не платил за квартиру. По месту прописки жены и ребенка тоже не можем жить по той причине что кв 2-х комнатная и там еще 2 несовершенолетних дитей. Пробовали жить у моего отца и мачехи, но там против моей мачехи сестра.
    Подскажите пожалуйста как быть, чтоб не забрали ребенка.
    Единственное что соц опека идет на уступки, если мы снимем жилье в шаговой доступности от школы. Но тогда проблема заключается в другом у моей жены ЗП около 300р, а я в декретном отпуске и пособия которые получаю 270р.
    Подскажите может есть какой выход с этой.ситуации.

    С нетерпением буду ждать от вас ответа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.