Согласно общих положений семейного законодательства Республики Беларусь(ч.1 ст.23 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором.
Частью 1 ст.24 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными, если иное не предусмотрено Брачным договором. Частью 1 ст.24 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусмотрено право суда отступить от признания долей равными, учитывая интересы несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов.
Что же касается возникновения у детей доли в праве собственности на имущество их родителей, то дети становятся долевыми сособственниками недвижимого имущества лишь в одном случае – в случае строительства или приобретения супругами жилого помещения в период брака с использованием безвозмездных одноразовых субсидий, предоставляемых государством на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки на указанные цели.
Условия и порядок предоставления одноразовых субсидий (далее — субсидии) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений регулируются Указом Президента Республики Беларусь 6 января 2012г. №13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, Положением о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.04.2002 №555, а также постановлением Совета Министров 18 апреля 2012г. №366 «О некоторых вопросах предоставления гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий при строительстве(реконструкции) или приобретении жилых помещений.
В соответствии с п.7 указанного Положения граждане реализуют право на получение субсидии совместно с членами своей семьи. Согласно п.13 Положения, величина базовой доли субсидии определяется, в том числе, исходя из количества членов семьи, выразивших согласие на получение субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.
Именно по этой причине каждый член семьи вправе рассчитывать на признание за ним доли в праве собственности на данное жилое помещение. Согласно ч.2 п.9 постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь 26 марта 2003г. №2 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с правом собственности на жилые помещения» если на возведение, приобретение жилого помещения была использована безвозмездная субсидия, то члены семьи, с учетом которых начислялась субсидия, также могут требовать признания за ними права на долю в праве собственности на жилое помещение исходя из размера субсидии, приходящейся на долю каждого из них.
Исходя из вышеизложенного, по гражданским делам о разделе жилых помещений судами принимаются решения о признании долей в праве собственности на жилое помещение не только за супругами, но также и за их детьми, которые учитывались в составе семьи в момент предоставления безвозмездной одноразовой субсидии на строительство или приобретение данного жилого помещения.
Если на момент вынесения судом решения дети являются несовершеннолетними, то их доля в праве собственности на жилое помещение объединяется(суммируется) с долей одного из родителей и при разделе жилого помещения его часть, приходящаяся на объединенную долю, предоставляется в общую долевую собственность с указание долей каждого из них в этой объединенной доле.
Это единственный случай, когда при разделе имущества между супругами, доли в праве собственности на их совместное имущество возникают не только у самих супругов, но и у их детей.
Следует отметить, что нередко граждане полагают, что доли в праве собственности на жилое помещение при его разделе распределяются также на детей и в том случае, когда семье для приобретения жилого помещения была оказана иная финансовая помощь государства, в частности, помощь в погашении кредитного обязательства, возникшего в связи с приобретением жилого помещения.
Такое мнение ошибочно.
Действительно, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, действующим законодательством Республики Беларусь предусмотрен и такой вид помощи, как оказание финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения. Порядок и основания оказания такой финансовой поддержки регулируется Указом Президента Республики Беларусь 22 ноября 2007г. №585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства».
При тщательном сравнении указанных двух видов государственной помощи в приобретении жилых помещений выявляется целый ряд отличий между ними. Различия заключаются в принципах оказания такой помощи, разных подходах к определению ее размеров, в категории граждан, имеющих право на получение государственной помощи.
Так, одноразовые субсидии предоставляются гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на их получение. Их предоставление осуществляется в период строительства (реконструкции) жилого помещения до ввода жилого дома в эксплуатацию. Перерасчет одноразовых субсидий в связи с изменением состава семьи, а также по иным основаниям не производится, за исключением случаев изменения состава семьи в связи с отменой усыновления (удочерения). Субсидия на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения предоставляется в порядке очередности, установленной исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полный размер субсидии перечисляется на специальный счет «Субсидия» в открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк» и используется в безналичной форме. Для расчета размера предоставляемой субсидии учитываются:
- время нахождения гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
- количество членов семьи, выразивших согласие на получение субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения,
- среднемесячный совокупный доход семьи,
- размер общей площади жилого помещения.
Максимальный размер субсидии суммарно с зачетом жилищных квот (именных приватизационных чеков «Жилье») не может превышать 70 процентов принимаемой в расчет для определения размера субсидии стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, определяемых для семьи. Финансовая поддержка государства в погашении задолженности по кредиту, предоставленному банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляется молодым и многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении, усыновлении (удочерении) либо наличии несовершеннолетних детей в период погашения задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения. Финансовая поддержка предоставляется равными долями в течение срока погашения основного долга по кредиту, то есть ежемесячно. Исчисляется финансовая поддержка на дату представления кредитополучателем документов, необходимых для получения финансовой поддержки, в размерах, четко установленных Указом Президента Республики Беларусь 22 ноября 2007г. №585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства». Размер финансовой поддержки зависит исключительно от количества детей в семье и определен в сумме, кратной определенному количеству бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения. При этом размер финансовой поддержки не должен превышать суммы остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им. Финансовая поддержка предоставляется молодым и многодетным семьям в связи с рождением, усыновлением (удочерением) или наличием одного и того же несовершеннолетнего ребенка (детей) только один раз. Но при рождении в семье, получившей финансовую поддержку, и (или) усыновлении (удочерении) этой семьей ребенка (детей) в период погашения задолженности по кредиту, такая семья вправе снова обратиться за получением финансовой поддержки в соответствии с Указом. Но главное отличие одноразовых субсидий от финансовой поддержки государства заключается в той цели, на которую эта государственная помощь предоставляется. Субсидии предоставляются для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений в любом населенном пункте республики, а финансовая поддержка государства – на погашение задолженности по кредиту, предоставленному банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Именно данное отличие и определяет различные правовые последствия раздела жилых помещений, на строительство или приобретение которых были использованы данные виды государственной помощи.
Несомненно, данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора о разделе жилых помещений между супругами, поэтому для успешного разрешения спора в суде еще на стадии подготовки гражданского дела данной категории следует проверять, каким способом и с использованием какой именно помощи государства супруги приобретали спорное имущество в период их брака.