закрыть
Статьи

Как привлечь отдел образования за распространение персональных данных

Закона Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц
Закона Республики Беларусь Об обращениях граждан и юридических лиц

Национальный центр защиты персональных данных (далее — Центр) рассмотрел Вашу жалобу, связанную с предоставлением отделом образования Гомельского районного исполнительного комитета (далее — отдел образования) специальных персональных данных по месту Вашей работы, и сообщает следующее.

Абзацем двенадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-3 ”0 защите персональных данных“ (далее — Закон) сведения о привлечении к административной или уголовной ответственности отнесены к специальным персональным данным.

В соответствии с абзацем десятым статьи 1 Закона предоставление персональных данных — действия, направленные на ознакомление с персональными данными определенных лица или круга лиц.

Предоставление персональных данных третьим лицам является обработкой персональных данных и должно осуществляться с соблюдением установленных Законом требований, в том числе при наличии соответствующего правового основания.

В качестве правовых оснований предоставления специальных персональных данных могут выступать положения статьи 8 Закона и иных законодательных актов, а также согласие субъекта персональных данных.

В частности, обработка специальных персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных, когда она является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами (абзац семнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона). Данное правовое основание применяется и в том случае, если обязанности (полномочия) закреплены в законодательном акте, а порядок их реализации — в принятом в его развитие нормативном правовом акте.

Из представленных отделом образования по запросу Центра пояснений следует, что копия постановления по делу об административном правонарушении направлена отделом образования по месту Вашего трудоустройства с целью проведения с Вами разъяснительной работы комиссией по содействию семье и школе.

В соответствии с частью пятой статьи 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье порядок, сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, критерии и показатели социально опасного положения, форма плана защиты прав и законных интересов ребенка устанавливаются Правительством.

Абзацем четвертым пункта 4 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22, отделы образования отнесены к органам, которые в пределах своей компетенции участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, в организации и проведении социального расследования, в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации в силу требования пункта 7 Положения о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) — в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

Указанная норма предоставляет полномочия отделу образования направлять информацию (в рассматриваемом случае — копию постановления по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)) в учреждение образования. Полномочий направлять копию постановления по делу об административном
правонарушении по месту работы законного представителя несовершеннолетнего рассматриваемая норма не содержит.

Центром также не установлены нормы иных законодательных актов, уполномочивающие отдел образования предоставлять специальные персональные данные по месту работы законных представителей несовершеннолетнего (в целях реализации полномочий комиссий по содействию семье и школе, которые создаются при организациях).

Учитывая изложенное, сведения о нарушении законодательства о персональных данных при их обработке отделом образования при указанных в жалобе обстоятельствах подтверждаются.

Поскольку Центр не уполномочен составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии со статьями 3.30, 9.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Вы вправе обратиться в орган внутренних дел с заявлением об административном правонарушении, предусмотренном статьей 23.7 ’’Нарушение законодательства о защите персональных данных 44 КоАП.

Отделу образования направлено требование об исключении практики направления копий постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении законных представителей несовершеннолетних, по месту их работы с целью проведения с ними разъяснительной работы, а также принятии мер по недопущению нарушения законодательства о персональных данных при проведении социального расследования.

Соответствующая информация направлена также в главное управление образования Гомельского областного исполнительного комитета.

Вопросы исполнения требования находятся на контроле Центра.

Принятое по результатам рассмотрения жалобы решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Директор Центра А.А.Гаев

Тэги : законзащитаобязанностиответственностьправасемья