С 1 января 2014 года в Беларуси создана и начала функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, в которую вошли судебные исполнители общих и хозяйственных судов. Судебные исполнители не только обрели самостоятельность, значительно расширились их полномочия.
– Указом Президента №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» создана единая система органов принудительного исполнения(далее — ОПИ) судебных постановлений и иных исполнительных документов. Эта служба сформирована на базе структурных подразделений Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда, а в областях – на базе главных управлений юстиции с включением в ее состав судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иных работников аппаратов общих и хозяйственных судов.
В систему органов принудительного исполнения вошли Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции и территориальные органы в областях: это управление принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в районах – отделы принудительного исполнения. До этого года судебные исполнители были в штатах судов.
Учитывая требование Президента Республики Беларусь так же была произведена реорганизация численности состава и подразделений ОПИ, а по факту – уволено до 40% численности инспекторов, но обо всём по порядку.
Из диспозиции ч.З ст.24.10 КоАП Республики Беларусь усматривается, что данная статья применима только к должнику и административный процесс может быть начат только по заявлению взыскателя. При таких обстоятельствах, административный процесс ОПИ в отношении взыскателя не может быть начат.
Однако, заведующая сектором отдела принудительного исполнения принудительно вызывает взыскателя для составления административного протокола, в связи с чем, в рамках закона об обращении граждан и юридических лиц была оформлена соответствующая жалоба.
Инструкция по исполнительному производству
В соответствии с определёнными требованиями ст.14,18 Закона «Об обращении граждан и юридических лиц», указывается, что письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. Они должны быть обоснованными и мотивированными, содержать конкретные формулировки или подтверждающие или опровергающие доводы заявителя. В письменных ответах на жалобы должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия) должностных лиц, информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.
Однако, в место проведении соответствующей проверки начальником ОПИ и принятии мер была оформлена «отписка» — нарушений нет.
По данному факту была оформлена аналогичная жалоба в вышестоящее – главное управление юстиции облисполкома, где данная жалоба пересылается в тот же государственный орган, действия(бездействия) которого обжалуются.
По данному факту была оформлена аналогичная жалоба в вышестоящее – Министерство Юстиции Республики Беларусь, где так же была дана «отписка» — нарушений нет.
Ранее среди судебных исполнителей проводилась учёба на предмет применения норм законодательства начальником ОПИ. Таким образом, свои юридические знания показали не только специалисты в региональных подразделениях, но и в Министерстве Юстиции Республики Беларусь.
Для дачи правовой оценки всех ответов был направлен соответствующий запрос в Прокуратуру, где было выявлено нарушение.
По данному факту все ответы были направлены к Министру Юстиции Республики Беларусь, где был дан соответствующий ответ.
Если есть Прокуратура — компетентный государственный орган в юридических вопросах, зачем Государству второй?