Председатель общественного объединения «Защита прав отцов и детей» Олег Бакулин представляет интересы членов своей организации в суде. Чаще всего правовую помощь оказывает мужчинам.
Олег Бакулин рассказал об основных проблемах отцов в нашем обществе.
•В Беларуси есть тысячи случаев, когда дети живут с отцами.
•Декларируемого равенства между мужчинами и женщинами в нашей стране в семейно-правовом поле не существует. Отцы бесправны, так как во всех семейных вопросах судебная практика – на стороне женщины. Особенно это видно, если вопрос о месте жительства детей определяется в благополучной семье.
Прямо сейчас решается вопрос у папы из Могилева. Отец 6-летнего мальчика очень любит ребенка, водит его в детский садик, бассейн. Психолого-психиатрическая экспертиза, которую проводят в Новинках, уже установила, что мальчик испытывает эмоциональное отчуждение к матери и ее родственникам.
• Даже представители закона ограничивают права отцов. Случаются ситуации, когда судьи объясняют, что детей по закону отдают матери. Говорят, чтобы папа зря не тратил деньги и нервы. Но где в законе такое написано?
«После таких заявлений мы просим специалиста указать, где в законе сказано, что детей передают на воспитание матери, — говорит Олег Бакулин. — Те, кто принимает решение в пользу матери, делают это либо из-за устоявшейся судебной практики, либо на решение влияет личное мнение человека, не подкрепленное законом. Например, на одном из наших семинаров представительница Минского городского суда рассказала, что ее воспитывала мама, отец был нехорошим человеком, и поэтому она не может объективно относиться к рассмотрению дел, где отцы требуют передать детей им на воспитание».
• Большинство судей у нас – женщины.
Бороться приходится и с администрациями районов, говорит председатель ОО «Защита прав отцов и детей». «Даже ведущие специалисты по охране детства комитета высказываются, что папа вообще не должен участвовать в воспитании детей. Я считаю, что таких людей нужно признавать профнепригодными. А эти люди – начальники».
• При усыновлении детей женщине дают возможность выбрать ребенка. А мужчине почему-то нет. С этим также столкнулся один из наших родителей. Ему сказали, что усыновление – не магазин, и если он будет привередничать, то поступит сообщение в прокуратуру, что отец хочет взять ребенка не на воспитание, а для чего-то еще. Намекают, что ищет ребенка для каких-то сексуальных утех.
• Случается, если ребенка под опеку берет мужчина, управление образования отказывается платить ему деньги (за работу приемным воспитателем. – TUT.BY). Взявший опеку над 9-летним мальчиком мужчина подал в суд по поводу установления оплаты. Тогда у него решили забрать ребенка. На каких основаниях – непонятно. В 6 утра приехала милиция, ребенка забрали в детский лагерь, откуда он вернулся на попутках. В итоге было вынесено решение, что ребенок будет жить у отца, а учиться – в интернате. Деньги на питание ребенка не выделяют, мол, пусть кушает в интернате. Очень хорошая семья. Мальчик помогает папе с компьютерными программами, которые используются Министерством образования.
• Иногда сами дети борются за право жить с отцом.
• Есть женщины, которым важно числиться мамой. Это очень удобно, это нормальный социальный статус. Были случаи, когда женщина завладевала квартирой, выбивала, чтобы по решению суда ребенок числился за ней и ей платили алименты. А ребенок с отцом проживал в другой стране. У женщин такой аргумент: «Я ребенка родила, поэтому ты мне должен платить».
• В большинстве случаев детям лучше жить с матерями. У женщины, которая родила ребенка, есть материнский инстинкт. Отцовство – социальное приобретение. То есть у мужчины любовь зарождается, когда он живет с ребенком, заботится о нем. Если разорвать связь отца с ребенком, то его чувства будут угасать. 50% отцов после развода утрачивают связи с детьми (это данные английского общественного объединения, аналогичного нашему).
Отцовство нужно культивировать. А у нас делают наоборот. Отцов, которые отстаивают свои права на ребенка, пытаются загнать в угол. Одной гребенкой гребут и положительных, и тех, кто пьет. Если поднимать эту тему, сотни отцов расправят плечи. Будут знать, что у них есть права и их можно отстаивать.
• Нельзя сказать, что хорошие папы — это редкость. Ко мне обращаются те, кто готов бороться за своих детей. Каждый день звонит до 10 человек.
• Кстати, в практике ОО «Защита прав отцов и детей» есть только два случая, когда после развода у родителей были равные права на ребенка. В одном случае ребенок жил по полгода и у отца, и у матери. Правда, отец все равно платил алименты и оплачивал коммерческий садик – таковы были условия. Во втором случае ребенок жил две недели с отцом, две – с матерью (оба родителя характеризуются положительно, девочке 12 лет). Это предложение поступило от представителя нашей организации, и ребенок сам урегулировал этот вопрос. Девочка ходит в одну и ту же школу, потому что бывшие супруги живут рядом.
Кодекс РБ о семье и браке
Статья 74. Место жительства ребенка
… Разногласия между родителями о том, с кем будет проживать ребенок, разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка.
Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, возраст ребенка и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологической атмосферы, обеспечения надлежащего уровня воспитания. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. При этом мнение ребенка по запросу суда выявляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Статья 76. Равенство прав и обязанностей обоих родителей
Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.
Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях
Статья 77. Участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей
Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании
Евгений Портной, адвокат, занимается бракоразводными процессами. Представляет интересы и мужчин, и женщин:
— Если ребенку уже есть 10 лет, при решении вопроса, с кем он останется после развода, учитывается и его мнение. В Кодексе о браке указано, что оба родителя – и мужчина, и женщина — имеют равные права относительно ребенка. Закон определяет, что при решении вопроса о том, с кем оставлять ребенка после развода родителей, нужно исходить из интересов ребенка.
Но в судебной практике, действительно, очень часто, вне зависимости от возраста и обстоятельств, детей оставляют с матерями. Редкие исключения, когда мать — неблагополучный человек.
В органах опеки и попечительства, которые по таким делам дают заключение, тоже в абсолютном большинстве — женщины. Хотя даже если судья – мужчина, это не значит, что он не вынесет решение в пользу матери.
Чаще всего, если мать — положительный человек, мужчина не ставит вопрос о том, чтобы оставить ребенка себе. В том числе и из-за сложившейся практики, а также потому, что для всех участников процесса, а особенно для ребенка, выбор между мамой и папой – стрессовая ситуация. Но есть и такие, кто готов бороться до конца.
В моей практике случалось, что за счет ребенка некоторые женщины хотели обеспечить себя материально (особенно когда бывший муж — обеспеченный человек и до этого женщина жила за счет супруга). Много дел, когда супруга ограничивает общение с ребенком: мужчина обращается, чтобы определить порядок участия в воспитании.
Часто обращаются граждане Германии, которые состояли в браке с белоруской. Женщина под видом того, чтобы проведать родителей, увозит ребенка домой и не допускает к общению. О каком равенстве идет речь, если мать проводит с ребенком все время и не разрешает с отцом даже говорить по скайпу? А по приезде – только в присутствии матери.
Это глобальный вопрос. В нашем обществе есть стереотип, что отец нужен для зачатия и материального обеспечения. А воспитание — прерогатива женщины.
Хотелось бы, чтобы в решении этих вопросов исходили не только из того, кому из родителей очень сильно хочется быть с ребенком.
Диана Комлач, психолог, автор программы «Территория счастья»:
— В моей практике свои проблемы через детей пытаются решать и мужчины, и женщины. Это происходит из-за того, что при разводе оба супруга остаются чем-то недовольны. Каждый пытается перетянуть ребенка на свою сторону.
Шантажировать умеют оба родителя. Некоторые матери используют детей как флаг: сегодня дам, завтра – нет. Мужчины применяют финансовые рычаги. А все потому, что люди не умеют разговаривать.
Как говорил мой старший коллега и друг Берт Хеллингер, ребенка нужно оставлять с тем из супругов, кто больше уважает партнера. По-моему, важно, чтобы бывшие муж и жена нашли возможность договориться о том, что было бы лучше сейчас для самого ребенка. А то случается, что, когда начинают делить, не видят самого малыша.
И здесь совершенно не важен пол малыша. Маленьким детям очень важно быть с мамой. Потому что она обогащает его мир эмоционально. Ближе к подростковому возрасту ребенку важно попасть в зону влияния отца, потому что отец отвечает за социальную адаптацию. И, кстати, жизнь меняется, и к этому вопросу нужно возвращаться. В моей практике были случаи, когда дети жили по неделям с мамой и папой и когда ребенок жил с мамой, а на каникулы уезжал к отцу. Причем правила поведения у папы и у мамы могут быть разные. Например, у папы можно играть за компьютером по три часа в день, а у мамы – нет.
Нет ничего хуже для ребенка, чем когда спрашивают, с кем он хочет жить, потому что ребенку придется предавать одного из родителей. Кстати, часто дети становятся на сторону пострадавшего. Бывает, отец пил и дрался, а после развода говорят, что останутся с папой.
При разводе партнеры должны в первую очередь понимать, что расстаются как муж и жена, но как отец и мать они будут связаны на всю жизнь. И поэтому им придется общаться: обсуждать решения, важные в жизни ребенка.
При ограничении общения всегда происходит отчуждение, теряется эмоциональная связь. Так происходит и с мужчиной, и с женщиной. Просто в процессе развода и вне брака, я сталкиваюсь с этим, многие мужчины даже не пытаются ничего делать для того, чтобы добиться общения с ребенком. Есть такая позиция у отцов, что все равно ничего не изменишь. Получив отказ, они останавливаются. А здесь нужно общаться, добиваться увеличения количества дней, которые можно проводить с ребенком. Но делать это нужно в процессе общения. Суд – это крайний случай. Тут нужно, чтобы хоть кто-то проявил свою добрую волю.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/362570.html