закрыть

/Диалог «БелГазеты» и Олегом Бакулиным/

Олег Бакулин, руководитель общественного объединения «Защита прав отцов и детей»
Олег Бакулин, руководитель общественного объединения «Защита прав отцов и детей»

— Есть ли основания для ужесточения отношения к плательщикам алиментов?

— Для начала хотелось бы вспомнить формулировку закона, в соответствии с которой родитель — не просто мать или отец, родитель обязан выплачивать алименты, если есть соответствующее решение суда. Хотя многие выплачивают и без иска, добровольно. Но в обществе распространено мнение, что злостными неплательщиками являются исключительно мужчины, а на самом деле достаточно их и среди слабого пола.

Есть случаи, когда женщину разыскивают за невыплату алиментов в течение 10 лет. А когда находят, почему-то отпускают, и бывший муж, который воспитывает детей, так и не получает алиментов. Есть женщины, отбывающие срок за неуплату алиментов. Поэтому прозвучавшие в СМИ заявления ущемляют честь и достоинство мужчины. Было сказано, что именно отцы отказываются выплачивать алименты. Правильнее говорить — «родители, отказывающиеся от уплаты алиментов». Хотя я не понимаю: если человек честно и добровольно выплачивает алименты, зачем государство предпринимает в отношении него какие-то ограничительные меры? Ведь это станет дополнительной возможностью шантажа для того родителя, который хочет другому сделать больно. Мужчина и не собирается скрываться, но, чтобы унизить его лишний раз, жена не даст ему возможности выехать за границу — ни на отдых с ребенком, ни на постоянное местожительство, где у него, возможно, сложится гораздо более счастливая семейная жизнь.

— Вы полагаете, что таким образом бороться с неплательщиками алиментов нельзя?

— Существующих мер борьбы с неплательщиками вполне достаточно. Но ограничивать выезд в другую страну — лишнее. У нас был случай, когда мужчина хотел уехать за границу на ПМЖ, но жена затребовала алиментов на $18 тыс. сразу. Уехать он не смог.

В случае принятия этой меры получится следующее: если ты алиментщик, а жена имеет на тебя «зуб», то до исполнения ребенку 18 лет выехать ты никуда не сможешь. Эта мера антиконституционна по сути! Добропорядочного человека, который выплачивает алименты, без всяких оснований можно лишить права на свободное передвижение! Человека, не совершившего преступления, фактически обвиняют в нем, ограничивая его передвижения. Трудно судить, как будет применяться эта мера на практике. Ее не то что нужно доработать — ее не надо принимать вообще. Но больше всего меня возмутила настроенность СМИ против мужчин: мол, это мужчины бегают от уплаты алиментов…

— Но ведь такие действительно есть…

— Но ведь есть такие и женщины! Я лично взыскивал со своей жены алименты на содержание детей. Ее полтора года искали, чтобы привлечь к суду, после чего я получил ответ, что она проживает по моему адресу. Она действительно была там прописана, но не жила! Вот он, розыск!

— Вы хотите сказать, что сначала милиция должна эффективно справляться со своими обязанностями, в частности искать неплательщиков, а потом уже можно вводить дополнительные меры против алиментщиков?

— Именно! Но ведь милиция их не ищет! Я же приводил пример, как милиция десять лет искала одну неплательщицу, а разыскав, отпустила ее.

— Правоохранительные органы к женщинам-неплательщицам относятся иначе, чем к мужчинам?

— Несомненно! И СМИ, и суды к мужчинам относятся гораздо жестче, чем к женщинам. Примеров масса. Когда мою бывшую жену все-таки обязали платить алименты, взыскиваемая сумма составила всего 33% от минимальной базовой величины, или $2. Хотя она занималась коммерческой деятельностью, и у нее были возможности давать деньги на содержание детей.

Пять лет я судился из-за своих детей, и, несмотря на то, что дети жили со мной, больше трех лет с меня же, по решению Верховного суда, взыскивали алименты. И моя бывшая жена считает, что это абсолютно правильно: мол, она мне родила детей, и я ей должен. Есть случаи, когда отцы воспитывают детей, но не подают на алименты, чтобы, как говорится, не злить быка красной тряпкой. Ведь жена может подать иск на передачу ей детей на воспитание. И несмотря на то, что дети несколько лет живут с отцом, что им с ним лучше, что отец создает более комфортные условия для жизни, их все равно передают матери, потому что это мать.

В Бресте мужчина воспитывает ребенка с двухлетнего возраста. Но через три года вдруг объявилась бывшая жена. Она подала иск в суд о передаче ей ребенка, и несмотря на то, что у нее не было ни своего жилья, ни прописки, ни белорусского паспорта, ни образования, суд принял решение в ее пользу!

— Отношение к материнству нужно изменить?

— Женщину надо носить на руках, обожать, петь ей песни и посвящать стихи. Но нельзя забывать о том, что мужчина — тоже человек.

Есть у нас государственный праздник — День матери, когда 75-летним женщинам дарят колготки… А почему нет Дня отца? Сколько мы ни обращались в разные инстанции с просьбой сделать этот праздник таким же государственным, как День матери, нам отказывали — как будто речь идет о дне ассенизатора. Но ведь мы, отцы, половина населения страны! Почему роли отца, которая конституционно закреплена как равная с ролью матери, у нас стараются не замечать? Более того, формируется мнение, что отцы — это потенциальные неплательщики алиментов и нарушители закона. Надо делать, чтобы хороших отцов было больше, чтобы они большие тепла и внимания уделяли детям. А получается, как в случае с одним членом нашей организации: едва только он появлялся в районе, где жила его бывшая супруга, она тут же писала заявление в милицию: мол, он хулиганил, в почтовый ящик бросил зажженную газету, в окно — камень и т.д.

— Чью сторону принимала милиция?

— Конечно, женщины! Стоило ей только написать заявление (муж звонит мне с угрозами, прошу сменить номер телефона), как ей тут же меняли номер. Она посадила его в тюрьму на два года, но мы вмешались, и через восемь месяцев его выпустили. А когда он пришел к дому, чтобы хотя бы издали увидеть ребенка, жена пишет заявление: он сбежал из тюрьмы… Человек потерял все — работу, здоровье, имущество… А хотел всего лишь одного — хотя бы изредка видеть ребенка. Хотя бы в окне.

— По вашим рассказам выходит, что мужчина в нашем обществе — униженное и оскорбленное существо. Хотя вообще-то жалуются на это женщины…

— А мужчины вообще редко жалуются. В нашей организации есть мужчина, который воспитывает двух несовершеннолетних детей. Он полностью слепой. У каждого человека масса проблем, но закройте на мгновенье глаза и представьте, каково жить с этой проблемой! Простейшие вещи становятся невероятно сложными — сварить суп, набрать телефонный номер. Но он никогда никому ни на что не жалуется, просто старается на свою пенсию и зарплату прокормить, одеть и воспитать детей. И у него прекрасные дети. Старший мальчик — его руки, младший — глаза. У этих детей есть здоровая мать, но алименты она не платит. А он и не требует. И таких отцов очень много.

Другой отец с 11 лет воспитывал ребенка один. Но с него регулярно взыскивали алименты, которые получала его бывшая жена.

Женщине проще, чем мужчине. Достаточно ей на суде пустить слезы, и, несмотря на то, что она страдает вялотекущей шизофренией или стоит на наркологическом учете, ей передают ребенка на воспитание.

Говорят, все мужики — сволочи. Даже фильм такой есть. Один наш отец обратился с заявлением разрешить ему встречаться с детьми. Бывшая жена пригрозила: если ты добьешься этого, я найду средство тебя уничтожить. Он работал директором строительной организации. У него была новая жена, они ждали ребенка. Но после того как он все-таки подал заявление, его нашли сгоревшим заживо в своей машине. И нашелся свидетель, который подтвердил, что это было самоубийство. Лично я в это «самоубийство» не верю. Но возбужденное по этому факту уголовное дело было закрыто. А человек просто хотел иногда видеть своих детей.

Елена АНКУДО
Елена АНКУДО

СПРАВКА «БелГазеты». Олег Бакулин родился в 1959г. в России. Окончил высшее летное училище (Актюбинск), заочно — пединститут иностранных языков (Нижний Новгород). 24 года работал пилотом гражданской авиации. Женат, имеет троих детей. Общественная организация «Защита прав отцов и детей» создана в 1991г., объединяет 200 отцов. Ежегодно «Защита прав отцов и детей» оказывает консультационную и правовую помощь не менее 1 тыс. человек. Беседовала Елена АНКУДО.

Тэги : воспитаниезаконзащиталюбовьобществоответственностьотецправародителисемья

Оставить комментарий