В данной статье нет пугающих цифр и сложных математических выражений, как нет и упоминаний иных нормативно-правовых документов, статья выпадает из разряда социально-аналитического анализа правовых дел.
Не секрет, что большинство исков в суды Республики Беларусь подают женщины, в том числе и те, у кого есть несовершеннолетние дети. Что движет ими на пути в суды Республики Беларусь, какую цель они пытаются достичь – остается загадкой.
Статистика бракоразводных дел, которая упоминается в большинстве СМИ до сих пор не учитывала само начало брачных отношений – ЗАГС. Большинство тех, кто обращался в суд с иском о разводе лишь изредка могут что-то упомянуть о том дне, когда он обратился с заявление в ЗАГС с целью узаконить отношения с другим человеком. Что происходило в тот момент – многие описывают, как что-то напоминающее «контузию» — всё смутно и нелепо, когда дать описание своим действиям многие даже не могут. Приходя в день регистрации, многие даже не осознают, что будут говорить клятвы друг другу и эти же клятвы они забудут лишь перешагнув порог ЗАГСа. «Клянусь любить тебя в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас» — как просто дать такую клятву, когда оба опьянены страстью и счастьем обладания друг другом. Но жизнь тянется порой слишком долго для одной любви. Ведь верность подразумевает подчинение друг другу, преданность, посвящение. А мир диктует другие правила: свобода, не обремененная узами и обязательствами. Тот, кто через все жизненные невзгоды смог пронести верность одному человеку, достоин уважения. Однако клятва – клятвой, а закон – есть закон. Мало кто в тот момент может припомнить хоть одной статьи закона, относящейся к бракоразводному процессу. Что так же можно сказать, кто скажет в самом бракоразводном процессе, о смысле той самой клятве в ЗАГСе.
В законах Республики Беларусь нет описания ответственности за нарушение этой клятвы, как и нет в самих заявлениях на бракосочетание в ЗАГСе. В том числе и нет упоминания об моральной ответственности каждой стороны до вступления в брак перед другой стороной, как и при нахождении в браке – отношений сторон друг к другу и соответствующей ответственности перед друг другом. Лишь единицы узнают о существовании соответствующих статей и их последствий, но это уже в процессе бракоразвода.
Согласно практической статистики бракоразводных процессов с участием несовершеннолетних – «бросает» семью отец, однако это лишь верхушка проблемы, а сама проблема кроется глубоко в семье. Т.е. это некий результат внутренних проблем семьи, вытекающих наружу и дающий такой эпилог. Таких проблем критически много, всех их описать невозможно в силу текущей тенденции окружающей действительности. Психологи, социологи, экономисты, юристы и многие другие могут размышлять о таких проблемах бесконечно, но «воз и ныне там». Необходимо уяснить, что уходить кто-то из семьи будет, вопрос только кто? Почему отец уходит – ему проще – т.к. весь «багаж» умещается в одном чемодане, в то время как мама – бросить ребенка не сможет. Так и получается. Отец уходит по простоте своей, в то время как мама – остается с ребенком. Тут можно о многом описать, как и почему, какова статистика в подобных случаях, однако нельзя не упомянуть самый главный момент – «семья – это двое». Вот и получается, что ребенка разделить нельзя, в то время как нажитое имущество можно (к примеру, делят даже ложки и вилки). И начинаются тернии – суды. А что делать дальше, как-же то самое, что было сказано в ЗАГСе – клятва? Вот и получается статистика: семью бросает отец из-за одного, а ребенок остается с мамой – по другой причине.
Б.и.Е.