закрыть

По популярности сериал «Папины дочки» побил все рекорды. Миллионы зрителей с умилением следили за заботами отца, который в одиночку пытался научить своих пятерых детишек уму–разуму. История в общем–то киношная. 8zooС детства у нас в сознании отпечаталась незамысловатая песенка: «Папа может быть кем угодно, только мамой не может быть». В жизни тоже давно в порядке вещей, когда бывшие жены разрешают видеться с сыновьями и дочками отцам сугубо по расписанию. Таких родителей принято называть «воскресными». Вот только все чаще этот термин можно встретить и в адрес мам, которые даже раз в неделю не очень–то стремятся общаться со своими кровинушками, всеми правдами и неправдами открещиваются от алиментов и предпочитают жить в свое удовольствие. Чего стоит история, когда 28–летняя брестчанка была осуждена на три года за неуплату алиментов. После развода она с легким сердцем оставила мужу 8–летнего сына и 6–летнюю дочь. На момент суда долг исчислялся миллионами рублей. Правда, анализируют юристы статистику по этому году, в большинстве случаев отцы поступают совсем уж по–мужски: освобождают бывших жен от «финансовой повинности» и всю ответственность взваливают на себя. А те и рады.

На деревню к папе

Елена Викторовна (фамилии героев по этическим причинам остались за кадром) — мама двоих сыновей. С мужем не сошлись характерами — дело житейское. Трудолюбивый Александр Федорович уехал жить в дачный домик. Дети остались с Еленой Викторовной, но большинство выходных и каникулы предпочитали проводить в компании отца, а со временем и вовсе перебрались к нему. «Воскресной» стала мама. 8co_1Олег Бакулин, председатель совета общественного объединения «Защита прав отцов и детей», где сейчас одновременно помогают отстоять интересы в суде более чем десятку отцов, вспоминает, как дальше развивались события:

— Мать несколько раз подавала иски в суд, требовала привлечь своего бывшего мужа по закону за злостное уклонение от уплаты алиментов. Хотя он не только выплачивал положенную сумму, но и фактически содержал сыновей! А в 2010 году подал иск в суд, чтобы ему официально передали детей на воспитание. Сомнений не было: мальчики хотят жить с отцом. Но суд решил в пользу мамы, мол, в частном доме папы нет необходимых условий — теплого туалета и душа.

Время все расставило по местам: как только старшему сыну исполнилось 14 лет, он самостоятельно подал иск в суд. В очередной раз заявил, что жить хочет именно с папой, и выиграл. Хоть шесть раз органы опеки принимали решение не в пользу отца–пенсионера. Аргумент — меньше возможностей для образования в сельской местности. Впрочем, надо отдать должное и маме — сдаваться она не собиралась: младшего из сыновей слезами и угрозами вынудила вернуться. Старший так и остался с папой. Вот только накануне суда по разделу имущества между экс–супругами дачный домик при туманных обстоятельствах сгорел дотла, поэтому уже полтора года отец и сын ютятся на съемных квартирах. Не жалуются. Парень готовится к поступлению в вуз, занимается конным спортом. Говорит, когда был маленьким, разрывался между мамой и папой, сейчас проще, можно найти компромисс. Тяжело, спрашиваю у Александра Федоровича, воспитывать сына одному?

— Нетяжело. Это в радость, когда есть для кого жить. Воспитание — процесс радостный. Когда видишь, что дети выросли лучше тебя, — просто кайф.

На финансовую помощь старшему сыну Елена Викторовна оказалась не очень–то щедра — 100 тысяч рублей в месяц. Говорит, зарплата уж больно низкая и двух миллионов не набегает. По крайней мере, так утверждают справки. По последним данным, заработок стал еще меньше… Ну а встречи с сыном? Времени на них все чаще не находится даже в воскресенье.

Избавиться от клейма

Если отцами–одиночками наподобие актера Константина Хабенского, которые остались с ребенком по злому року, общественность искренне восхищается, то самоустранившаяся живая–здоровая мама как минимум вызывает недоумение. Кто же мать детей Филиппа Киркорова или Сергея Зверева — одна из излюбленных тем «желтой» прессы. Вот и футболист Криштиану Роналду, если верить западной прессе, банально выкупил у одной из своих экс–подружек их совместного сына и взвалил воспитание на свои плечи. Мама якобы не возражала и живет своей жизнью. У простых смертных тоже предостаточно историй, сюжету которых могут позавидовать голливудские сценаристы.

Виктория С. очень любила красиво жить. Но приключения дали о себе знать: один ребенок родился здоровым, а второй с серьезным заболеванием, при котором состояние здоровья можно разве что стабилизировать. Дальше стандартный сценарий — развод. На суде мама предложила мужу поделить детей «по справедливости»: ей — здорового, отцу — больного. Вот только ребята оказались слишком привязаны друг к дружке. Олег Бакулин рассказывает: «В результате отец подал иск о передаче ему на воспитание обоих. Процесс это сложный. У нас уже так сложилось, что опека была уверена: отец, бывший военный, не справится с двумя ребятишками». Рита Никушева, партнер адвокатского бюро «Право и семейная медиация», подтверждает: судебный стереотип, будто детям всегда лучше жить с мамой, в корне неправильный. Иногда бывает совсем наоборот. У этой истории, впрочем, финал в пользу любящего папы: он и работу сменил, и образ жизни, чтобы все успевать, и выиграл дело. Мать обязали платить алименты…

Стоит ли говорить, что дети росли, окруженные исключительно папиной любовью? «Воскресная мама» навещала их время от времени, с каждым годом все реже, а вскоре и вовсе вычеркнула из жизни: снова вышла замуж, родила еще одного. И опять развод. И снова дочка осталась у отца (своего жилья не было). Девочку она забирала на выходные. Вскоре выделили комнату в общежитии. Тут–то наконец и подоспело время избавиться от нелицеприятного клейма «воскресной мамы». Вопрос, чтобы забрать дочку к себе, пришлось решать через суд. Под пересуды, мол, все дело в жилплощади: раз не живет с ребенком — положено ведь только койко–место. У мамы свое оправдание: «Дочку люблю! И мало ли что говорят другие». Похоже на правду? Хочется верить.

***

Юристы, которые работают с такими семьями, подметили тенденцию. Большинство бывших мужей хотят полноценно участвовать в воспитании детей, а не носить клеймо «воскресного папы». Казалось бы, женщины и подавно. Ведь что может быть прочнее материнских уз? Увы, нет! На практике «воскресные мамы» все чаще теряют контакт со своими детьми, испаряясь из их жизни. Стыдно? Хочется вытравить из своего сознания «ошибки молодости»? Вот только с простой истиной не поспоришь: лучший родитель — оба родителя.

СБ

Тэги : воспитаниеДетизащиталюбовьМатьответственностьотцыправародителисемья

Оставить комментарий