Мужчинам живётся намного лучше, чем женщинам: во-первых, они позже женятся, во-вторых, раньше умирают.
Генри Луис Менкен
Главой семьи и законодателем в супружеской жизни традиционно считается мужчина. Правда, на практике дело зачастую выглядит иначе, но, по мнению многих специалистов как у нас, так и за рубежом, институт брака, даже в нынешнем расшатанном виде, есть социально закреплённое предписание о распределении супружеских ролей.
В противовес традиционному недовольству мужчин тяготами семейной жизни статистика показывает, что супружеское состояние как нельзя лучше обеспечивает физическое и душевное здоровье мужчин, а также благотворно влияет на их деловые качества и производственный статус. Не случайно развод или вдовство бывает у мужчин короткой прелюдией к новому браку. Среди одиноких вдовцов и разведённых катастрофически повышается смертность, возрастает число самоубийств. По данным статистики, на 100 тысяч городских жителей от сердечно-сосудистых заболеваний умирает 88 семейных и 300 одиноких, от рака лёгкого — 14 семейных и 48 одиноких, от рака пищеварительных органов — 14 семейных и 43 одиноких, от цирроза печени — 5 и 55 соответственно. Подобное соотношение отмечено для всех причин смерти, включая дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи в быту и на производстве. Высока статистика смерти и среди холостяков. Тот факт, что само вступление в брак предполагает социально-биологическую селекцию, лишь слегка модифицирует статистические показатели, но дела не меняет.
Весьма благотворна для мужчин и считающаяся непомерной обузой дисциплина супружества, ибо она — оптимальный способ предотвратить саморазрушение человека, по натуре не склонного обуздать свои желания.
Обычные претензии мужчин к браку — ограничение сексуальной жизни и ответственность за материальное обеспечение семьи. В настоящее время вследствие всё более широкого психологически и социально узаконенного распространения внебрачных связей, а также ввиду большого числа работающих женщин обе эти претензии теряют всякий вес. Остаётся признать, что и в прошлом, и в настоящем, и в обозримом будущем брак полностью отвечает интересам мужчины.
Однако, вопреки широко распространённому у нас заблуждению, в развитых странах Запада большинство людей вовсе не проповедуют «свободную любовь» и не поощряют половую распущенность. Результаты исследований Института семейной терапии в Торонто показывают, что такие ценности, как любовь и верность, ставятся во главу угла абсолютным большинством людей, независимо от того, разведены ли они, состоят ли они или никогда не состояли в браке. Результаты опроса оказались, на удивление, схожими среди пожилых и молодых, мужчин и женщин, богатых и бедных. Но интереснее всего оказалось мнение незначительного меньшинства, которое считает, что внебрачные связи придают жизни пикантность. Это в основном люди 30-34 лет, с небольшим доходом и низким уровнем образования, а также люди в возрасте 65 лет и старше. Исследования показали, что брак и моногамия становятся всё более важными факторами личной и социальной жизни.
В последние годы немало исследований было посвящено проблеме отцовства. Социологи, этнологи и психологи солидарны в том, что наши знания на сей счёт поразительно скудны. Броская фраза М. Мид: «Отцы — это биологическая необходимость, но социальная случайность», — не просто юмористическое высказывание. В мировой науке можно найти три главных теоретических подхода к проблеме отцовства. Так, З. Фрейд и его последователи считают отца прежде всего наказующей и дисциплинирующей инстанцией, предполагая, что страх ребёнка перед могущественным отцом в конце концов порождает в его душе те моральные и общественные нормы, которые делают его «человеком среди людей», и заставляет ребёнка подражать отцу.
Другие утверждают, что такого рода подражание, особенно у мальчиков, — основной феномен, который не требует дальнейшего объяснения. Таким образом, сын подражает отцу потому, что так удобнее учиться мужскому поведению. Для дочери же отец представляет собой набор мужских качеств, на которые она будет ориентироваться в своей дальнейшей жизни.
Наконец, третьи полагают, что место отца — не внутри семьи, а как бы на границе между семьёй и обществом в целом. Отец представляет общество в семье и семью в обществе. Поэтому обязанностью отца является вывести ребёнка из уюта и тепла семьи в большой социальный мир.
Знаменитый американский учёный Э. Фромм, анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь — требовательная, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребёнка в соответствии с его заслугами, не больше, но и не меньше. Материнская же любовь — слепа и не знает справедливости. Мать любит ребёнка за то, что он существует, за то, что он её ребёнок, и не требует никаких заслуг: красивый или урод, умный или бестолковый, труженик или лентяй — все в равной мере достойны материнской любви.
По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Всякому необходима честная и справедливая оценка его достоинств и реальных успехов. Но, с другой стороны, он нуждается в безусловном принятии и понимании, независимо от заслуг, только потому, что он человек. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — ведёт к нарушению поведения.
Существует мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из самых распространённых стереотипов общественного сознания второй половины ХХ века во многих странах. Наше общество в этом отношении мало отличается от западного, хотя причины вытеснения отца из семьи у нас иные, чем, скажем, у американцев. Представления же о положении и функциях отца в нашей литературе сегодня мало чем отличаются от существующих в США, где социологи и психологи констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье, бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогическую некомпетентность и неумение отцов осуществлять уход за маленькими детьми.
Происходит быстрое, неуклонное и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Общество в целом всё более становится «безотцовым». Это означает, что с падением авторитета отца для современных молодых людей рушатся и все другие социальные авторитеты, и вот уже нет ни государства, ни церкви, никакого другого авторитета ни на земле, ни на небе. В обществе утверждается «материнский» принцип абстрактного гуманизма: все люди по-своему хороши, заслуги и достоинства каждого не имеют значения. Отсюда характерные для современного Запада тяга к анархии, к утрате устоев общества, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.
Если оглянуться на историю нашего Отечества, то мы увидим, что доминирующее положение отца в патриархальной семье создавало надёжный механизм передачи религиозности, глубокого патриотизма и верности нравственным устоям. Разрушение этого механизма привело, в частности, к тому, что роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, отец утратил прежний авторитет и уважение, с другой, лишившись патриархальной высоты и недоступности, он не стал ближе к детям.
Исследования московских психологов среди подростков 13-14 лет о положении мужчины и женщины в семье показали, что женщина рассматривается ими, особенно девочками, как мать и глава семьи, а мужчина — в лучшем случае как помощник по хозяйству. На вопрос: «На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?» — мальчики 8-9 лет чаще отвечали: «На маму».
Интерпретировать результаты подобных исследований нетрудно, если вспомнить о том, что с детства на мальчиков оказывается давление, препятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Долгие десятилетия общество в целом и его боевой авангард — школа поощряли пассивную дисциплину, бездумное послушание, нетерпимо относились к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, активность, креативность. Ряд исследований показал, что в качестве предпочитаемого воспитанника чаще выбирается девочка, а отвергаемого — мальчик. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами.
По мнению американского социолога П. Ларссон, ситуация жесткого авторитарного доминирования властной жены и матери специфична на данном этапе для наших стран и редко встречается в других культурах. Особенно часто такие отношения складываются в неблагополучных семьях. Нередко значительную роль в жизни современной городской семьи играет бабушка со стороны матери. При этом положение отца становится ещё более тяжёлым: вялый и безвольный, он оттесняется двумя энергичными женщинами на периферию семьи, теряя уважение и привязанность детей.
Без сомнения, отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребёнка, особенно мальчика. Дети разведённых матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, попадают в группы подростков с отклоняющимся поведением, а став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни. В то же время оказывается, что в некоторых случаях в интересах ребёнка совсем не иметь отца. Исследования показывают, что неврозы, некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков встречаются чаще в семьях с властной, доминирующей матерью и вытесненным с мужских позиций отцом, чем там, где детей воспитывала мать-одиночка или вдова.
Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца. К такому отцу мальчик, как правило, испытывает чувство любви и жалости и унижение отца воспринимает как своё собственное, что приводит к снижению самоуважения — это болезненная чувствительность, ранимость, застенчивость, труднопереносимое одиночество, склонность к депрессиям и болезням. Низкое самоуважение может вести к наркомании и алкоголизму, правонарушениям и психическим расстройствам.
Девочки несколько менее ранимы в этом отношении. Для них в целом важнее не позиции родителей в семье, а отсутствие ярко выраженной конфликтности. Однако грубое доминирование матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах у дочери, порождает у этих девочек чувство жалости к отвергнутому отцу и ненависть к матери за её неспособность любить.
Всё это значит, что влияние мужчины на ребёнка зависит не только от самого мужчины, но и от матери, от тех стандартов, которые утвердились в обществе, от стиля отцовского поведения, о других социальных институтов, участвующих в воспитании детей. Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому, должна соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что известно социологии и психологии на сегодняшний день, оптимальное влияние на детей оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе, в своём социальном поведении, знающий и умелый, заботящийся о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви и привязанности к жене и детям и в то же время способный в решительный момент взять на себя право принятия ответственных решений.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ГАРАНТИИ ОТЦАМ, ДРУГИМ РОДСТВЕННИКАМ РЕБЁНКА, ОПЕКУНАМ (ПОПЕЧИТЕЛЯМ). В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 271 ТК отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет с выплатой ежемесячного государственного пособия может быть предоставлен по усмотрению семьи работающим отцу, другим родственникам ребёнка или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребёнком, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 185 ТК для женщин-матерей.
Работающие отец, другие родственники, фактически осуществляющие уход за больным ребёнком в возрасте до 14 лет, ребёнком в возрасте до 3 лет и ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери, а также опекуны (попечители) ребёнка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Пособия, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 271 ТК, назначаются и выплачиваются по месту работы отца, другого родственника, а также опекуна (попечителя) ребёнка. (…)
Согласно ст. 271 ТК работающие отцы, воспитывающие детей без матери (в связи с её смертью, лишением родительских прав, длительным — более месяца пребыванием в лечебном учреждении и другими причинами), а также опекуны (попечители) детей соответствующего возраста имеют право и на другие гарантии, предоставляемые законодательством и коллективными договорами, соглашениями работающим женщинам-матерям.
Право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет может возникнуть у отца, других родственников, опекуна (попечителя) как в силу «вынужденных» обстоятельств (например, смерть матери, лишение её родительских прав в отношении этого ребёнка), так и по усмотрению семьи в других случаях.
Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет, могут работать по основному либо другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более 1/2 месячной нормы часов) и на дому, сохраняя при этом право на ежемесячное пособие.
Лицам, занимающимся уходом за детьми до 3 лет, указанный отпуск включается в общий стаж работы по специальности, профессии, должности, кроме стажа, дающего право на пенсию за работу с особыми условиями труда и выслугу лет (ч. 5 ст. 185 ТК). Время такого отпуска не включается в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск (ст. 164 ТК).
Днём окончания отпуска является день, в который ребёнку исполнилось 3 года.
(Подгруша В.В. Брак. Семья. Дети: Юрид. словарь-справочник /
Подгруша В.В.; Под ред. В.Г. Голованова. —
Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002. — С. 81-82
Наталья ТУЛИНА,
социолог,
президент Ассоциации
«Родители и педагоги
за социальную ответственность»