закрыть

Дела судебные

Дела судебные

Дела судебныеПеред разводом

Порядок предъявления заявлений в суд

Порядок предъявления заявлений в суд

Для обращения в суд необходимо наличие следующих факторов:
— истец имеет право, которое предусмотрено нормой акта законодательства и (или) документа правового характера, например договора;
— другое лицо создало препятствие для пользования истцом своим правом, и факт такого нарушения объективно доказуем, то есть имеются доказательства, которые можно представить суду;
— действиями другого лица нарушена конкретная норма акта законодательства или документа правового характера;
— истцом исполнены все досудебные формальности, предусмотренные актом законодательства и (или) документом правового характера.

Если данные факторы имеют место быть, необходимо определить в какой суд Вам необходимо обращаться. Типичная ошибка при подаче заявления – это неверное определение суда, в который необходимо подавать заявление.

Глава 5 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь определяет подсудность гражданских дел, т.е. содержит информацию о том, какие гражданские дела могут быть рассмотрены в том либо ином суде общей юрисдикции.

После определения подсудности приходит черед к составлению заявления. Какого либо шаблона заявления не существует, но законодательством предусмотрены определенные требования к его форме и содержанию. Наряду с тем, что в заявлении должны содержаться общие для всех категорий дел сведения, его содержание должно отражать специфику спора, подлежащего разрешению. В нем, независимо от характера спора, должно быть указано наименование суда, в который подается заявление, а затем обозначены все необходимые сведения об истце (Фамилия, имя, отчество, место регистрации и фактического проживания, № телефона – мобильный и стационарный, при наличии – адрес электронной почты). Такие же сведения должны содержаться и об ответчике.

Важное значение имеет точное изложение того материально-правового требования истца к ответчику, которое составляет предмет иска. Требование определяется характером спорного правоотношения, из которого вытекает требование истца. По существу просьба истца, реализованная в виде этого требования, и составляет просительный пункт заявления. От того, насколько четко и юридически грамотно сформулировано исковое требование, зависит и уяснение позиции, занимаемой истцом. В связи с этим закон подчеркивает, что истец в заявлении должен указать, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца и его требования (сущность заявленного требования). Необходимо отразить факты, которыми истец обосновывает свои требования и доказательства, подтверждающие каждый из упомянутых фактов.

Технические требования к заявлению:
— заявление пишется аккуратным разборчивым почерком. При изготовлении заявления с помощью печатной техники – оптимальный размер шрифта должен быть не менее 13 pt;
— заявление, как и все остальные документы, подшивается в дело. Поэтому при подготовке заявления следует соблюдать поля (слева – 30 мм).

Как правило, при подаче заявления в суд необходимо оплатить государственную пошлину. Ставки государственной пошлины изложены в Приложении № 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть). Льготы по оплате государственной пошлины изложены в ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть).

В конце заявление должно быть подписано истцом или его представителем, имеющим соответствующие полномочия.

далее
Дела судебныеПеред разводом

Взыскать неустойку за несвоевременную уплату алиментов

вопрос ответ

— По решению суда, которое было вынесено в 2021 году, бывший супруг обязан уплачивать в мою пользу алименты на содержание нашей общей дочери. Сначала он платил их добровольно, но последние полгода от него не по­ступило ни рубля, образовалась задолженность. Слышала, что в таком случае можно взыскать неустойку за несвоевременную уплату алиментов. Так ли это?

Формула: (Долг * 0,3% * дни) = сумма долга.

В суд необходимо предоставить рассчет задолженности ввиде таблицы за каждый день просрочки.

На вопрос отвечает старший помощник прокурора Волковысского района Светлана Белоус:

— Действительно, законодательством предусмотрена такая возможность. Согласно ч. 2 ст. 111-1 КоБС Республики Беларусь, в случае образования такой задолженности на виновное лицо может быть возложена обязанность по уплате получателю алиментов неустойки в размере 0,3% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Стоит указать, что при волеизъявлении должника неустойка может быть уплачена им добровольно. В противном же случае она взыскивается в порядке, установленном для взыскания ­алиментов, т. е. посредством подачи соответствующего искового заявления в суд. При этом, такое исковое заявление может быть подано по месту жительства должника или получателя алиментов. Стоит также указать, что истцы по делам о взыскании неустойки по алиментам освобождены от уплаты госпошлины при обращении в суд (подп. 1.1.2 п. 1 ст. 285 НК Республики Беларусь (Особенная часть).

Кроме того, ст. 111-1 КоБС Республики Беларусь преду­смотрено, что получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты по судебному постановлению, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой. Указанные суммы в случае неуплаты их в добровольном порядке также подлежат взысканию через суд.

далее
Дела судебныеПеред разводомСтатьи

Рекомендации по применению отдельных положенийЗакона Республики Беларусь«Об обращениях граждан и юридических лиц»

Рекомендации по применению отдельных положений Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц регламентируется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь: 

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З  «Об обращениях граждан и юридических лиц»,

Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур», 

Директивой Президента Республики Беларусь № 2 от 27.12.2006 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»,

Декретом Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением»

Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

         Виды обращений:

обращениеиндивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме
предложениерекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества
заявлениеходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением
жалобатребование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан
анонимное обращениеобращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан)

Кто может обратиться:

         •   граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в государственные органы, иные организации (к должностным лицам);

•   законные представители недееспособных граждан от их имени;

•   иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь. Обращение граждан может быть как личным, так через своего представителя.   

 Что должно содержать письменное обращение: 

•   наименование и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение;

•   фамилию, имя, отчество гражданина, данные о его месте жительства и (или) работы (учебы);

•   изложение сути обращения (предложения, заявления, жалобы);

•   личную  подпись гражданина.
К письменным обращениям могут прилагаться:

•   документы, подтверждающие полномочия лица, которое обращается от имени другого гражданина в случаях представления интересов последнего либо в случае представления интересов недееспособных граждан. Это могут быть копии доверенности, решения суда, свидетельства о рождении, акта государственного органа, других документов;

•   копии решений (ответов), принятых (данных) ранее по обращениям должностными лицами государственных органов, иных организаций, а также иные документы, необходимые для рассмотрения обращений.

Граждане при рассмотрении обращений имеют право:
•   знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением

обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь об охране государственных секретов, коммерческой и (или)

иной охраняемой законом тайны;

•   отказаться от направленных ими письменных обращений до принятия по ним решений государственными органами, иными организациями (должностными лицами), направив соответствующее письменное заявление в государственные органы, иные  организации

должностным  лицам);

•   обжаловать решения, принятые по их обращениям, в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд.

Должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:

•   соблюдать требования, установленные  Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан;

•   принимать меры для полного, объективного, всестороннего и

своевременного рассмотрения обращений;

•   принимать законные и обоснованные решения;

•   письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;

•   разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям;

•   обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям;

•   принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов граждан;

•   решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Действие Закона  не распространяется на обращения:

•   рассматриваемые в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях;

•   для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения в государственных органах, иных организациях (должностными лицами).

Сроки направления обращений, пропуск сроков:

Направление гражданами предложений и заявлений сроком не ограничено.

Жалобы могут быть направлены гражданами не позднее трех лет

со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении. 

Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
В случае пропуска срока направления жалобы должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в ее рассмотрении,  письменный ответ об этом должен быть мотивированным и направлен гражданину в пятидневный срок. Если же срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка и другие причины), наличие которых подтверждается соответствующими документами, представленными гражданином, данный срок подлежит восстановлению по решению руководителя государственного органа, иной организации или уполномоченного им должностного лица, и жалобы рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом.

 Письменные обращения, не соответствующие вышеуказанным требованиям, могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения. После устранения нарушений граждане вправе вновь обратиться в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Порядок рассмотрения письменных обращений:

Письменные обращения, направленные с соблюдением всех вышеописанных требований подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении.

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

•   обращения не соответствуют указанным в Законе и Указе требованиям;

•   в обращениях содержатся нецензурные либо оскорбительные

слова   или выражения;

•   текст обращения не поддается прочтению;

•   обращения подлежат рассмотрению только в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в ином порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Если же письменные обращения поступили в государственные органы, иные организации (должностным лицам), к компетенции которых не относится решение подобных вопросов, то:

•   либо в пятидневный срок они направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан;

•   либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться.

Запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются. Исключением являются случаи, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных

организаций (должностных лиц).

Разрешенными письменными обращениями считаются те, обращения, в которых:

•   поставленные в них вопросы рассмотрены;

•   приняты необходимые меры;

•   гражданам письменно даны ответы в установленные сроки.

Если гражданин отказался от своего письменного обращения, то должностным лицом государственного органа, иной организации, рассматривающим такое обращение, принимает решение о прекращении по нему производства, за исключением случаев, когда в обращении содержатся сведения о нарушении прав, свобод и (или) законных интересов граждан.

Рассмотрение обращений по существу:

Обращения граждан, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:

•   в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях (далее — местные органы);

•   в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций;
Государственный орган, иная организация (далее организация) при поступлении к ним обращения, содержащего вопросы, решение которых не относится к их компетенции, или обращения, которое не рассматривалось ранее, в пятидневный срок со дня регистрации обращения направляют его для рассмотрения в соответствии с компетенцией в организации с уведомлением об этом автора обращения.

Обращение считается рассмотренным по существу, если в результате его рассмотрения в соответствии с законодательством:

•   решены все изложенные в обращении вопросы;

•   приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав и законных интересов автора обращения;

•   в случае рассмотрения письменного обращения его автору дан

письменный ответ.

Сроки рассмотрения обращений:

Обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах, иных организациях, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен законодательными актами Республики Беларусь. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц с одновременным уведомлением об этом граждан, если проведения специальной проверки, запроса необходимой информации.
Если же необходимо направить запрос в иностранные государства и (или) международные организации, то срок рассмотрения обращений может быть продлен до шести месяцев с одновременным уведомлением об этом граждан.

При этом сроки рассмотрения обращений исчисляются со дня регистрации обращений в государственных органах, иных организациях.

Личный прием граждан:

Личный прием граждан руководители государственных органов, иных организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. В организациях в общедоступных местах должна размещаться информация о времени и месте личного приема их руководителями и иными должностными лицами граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также представителей юридических лиц (далее — личный прием), а при наличии предварительной записи на прием — о

порядке ее осуществления.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

         В случае, если вопрос, изложенный в устном обращении, не может быть решен во время личного приема, обращение может излагаться гражданином в письменной форме и подлежит рассмотрению как письменное обращение.
Должностные лица государственных органов, иных организаций не вправе отказать гражданам в личном приеме при их обращении по вопросам, относящимся к компетенции данных должностных лиц государственных органов, иных организаций.
Если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но (!) разъясняют гражданам, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им следует обратиться для решения поднимаемых вопросов.

Повторные обращения:

Повторные обращения могут быть письменными и устными.
Если в повторных обращениях не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, то они рассмотрению не подлежат, если по ним уже имеются результаты исчерпывающих проверок и гражданам даны ответы. При этом гражданам письменно сообщается, что повторные обращения необоснованны, и переписка с ними по данному вопросу прекращается.

Решение о прекращении производства по повторным обращениям принимают руководители государственных органов, иных организаций или уполномоченные ими должностные лица.

Обжалование решения по обращению:

Решение организации, подчиненной или входящей в состав (систему) государственного органа, иной организации, по обращению может быть обжаловано в этот государственный орган, иную организацию (далее — вышестоящий орган). Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих органов должна размещаться в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом).
При обжаловании решения государственного органа, иной организации, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту Республики Беларусь, соответствующее обращение может рассматриваться от имени Президента Республики Беларусь Администрацией Президента Республики Беларусь.
Решение вышестоящего органа по обращению может быть обжаловано в суд.

Вышестоящий орган при поступлении к нему обращения, автор которого не удовлетворен результатами его рассмотрения подчиненной или входящей в состав (систему) этого вышестоящего органа организацией, проверяет содержащиеся в обращении сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем сообщает автору обращения. Организация, получившая данное предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не более одного месяца, и в течение трех дней с момента его исполнения сообщить об этом вышестоящему органу, а также уведомить автора обращения.

Ответственность должностных лиц государственных органов, иных организаций за нарушение законодательства об обращениях граждан:

В соответствии со статьей 9.13 КоАП: «нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин». 

Вышестоящий орган по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения подчиненными или входящими в его состав (систему) организациями обращений направляет их руководителю представление о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности, а при выявлении в течение года повторного нарушения этими должностными лицами порядка рассмотрения обращений — представление о применении к данным лицам более строгой меры дисциплинарного взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Рассмотрение электронных обращений:

Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений.

На электронные обращения даются письменные ответы (письменные уведомления) в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ (письменное уведомление) либо в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты, а также в случае, когда решение о направлении письменного ответа (письменного уведомления) принято руководителем государственного органа или иной государственной организации, рассматривающих электронные обращения, или уполномоченным им лицом.

Важно знать:

•   право на обращение реализуется гражданами добровольно, и  оно не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц;

•   не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации (к должностным лицам);

•   должностные лица и иные работники государственных органов, иных организаций не имеют права разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия, а также сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными в связи с рассмотрением обращений;

•   государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы;

•   могут быть взысканы с граждан в судебном порядке расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ к  единому дню  информирования населения 21 августа  2014 года

далее
Дела судебныеПубликации

Заведомо ложные объяснение, заявление

Уголовная ответственность за заведомо ложный донос установлена ст. 400 Уголовного кодекса Республики Беларусь, за дачу заведомо ложных показаний – ст. 401 данного кодекса.
Санкции указанных статей предусматривают наказание до пяти лет лишения свободы.
Ложный донос выражается в ложном сообщении о совершении преступления. Ложность сообщаемых сведений может касаться факта совершения преступления, лица, якобы совершившего преступление, фактических обстоятельств совершения преступления, имеющих уголовно-правовое значение. Сообщение о совершении преступления может быть устным или письменным.

Комментарий к статье 24.4 «Заведомо ложные объяснение либо заявление» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Непосредственным объектом правонарушения является установленный порядок деятельности суда, а также органа, ведущего административный процесс. В соответствии с абз. 16 ст. 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) орган, ведущий административный процесс, — государственный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, должностное лицо, в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении и ведущее подготовку дела об административном правонарушении либо налагающее административное взыскание. Суд — образованный в установленном законодательством Республики Беларусь порядке суд Республики Беларусь, рассматривающий и разрешающий дела об административных правонарушениях (абз. 24 ст. 1.4 ПИКоАП).

На основании ч. 1 ст. 6.3 ПИКоАП доказательствами в административном процессе являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 ПИКоАП к источникам доказательства относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта и т.д., поэтому деяния, предусмотренные комментируемой статьей, могут повлечь необоснованное вынесение процессуальных решений. Таким образом, заведомо ложное объяснение либо заявление могут причинить вред дополнительному объекту — правам и законным интересам физических и юридических лиц.

Объективная сторона правонарушения выражается в четырех альтернативных действиях:

I. Заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего.

В ст. 4.6 ПИКоАП свидетель определен как лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.6 ПИКоАП свидетелем не может быть:

лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения;
защитник и представитель потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, — относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя;
священнослужитель — относительно обстоятельств, известных ему из исповеди.
Потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации (ч. 1 ст. 4.2 ПИКоАП).

Свидетели и потерпевшие могут быть опрошены о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.2 ПИКоАП по делу об административном правонарушении подлежат доказыванию:

наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица;
характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;
иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.
В ч. 2 ст. 6.5 и ч. 2 ст. 6.6 ПИКоАП уточняется, что потерпевший может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, а свидетель — о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшим, другими свидетелями. Таким образом, сведения об указанных личностях и взаимоотношениях с ними также относятся к предмету доказывания.

Заведомо ложные показания свидетеля или потерпевшего — не соответствующие действительности сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, сообщенные свидетелем или потерпевшим при их опросе, а также при производстве иных процессуальных действий с участием свидетеля или потерпевшего.

Статьей 10.6 ПИКоАП определено, что должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано разъяснить участникам административного процесса их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Одновременно им должны быть разъяснены возложенные на них обязанности и последствия их невыполнения. О разъяснении указанных прав делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении. В ч. 3 ст. 10.10 ПИКоАП закреплено, что перед опросом должностное лицо органа, ведущего административный процесс, предупреждает потерпевшего (физическое лицо), свидетеля об ответственности за дачу заведомо ложных объяснений, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого.

Однако перед правоприменителем часто стоит вопрос: будет ли наступать административная ответственность по ст. 24.4 КоАП при отсутствии такого предупреждения? Очевидно, что предупреждение об ответственности имеет важное информационное и профилактическое значение, а общественная вредность ложных объяснений независимо от того, было ли сделано предупреждение, очевидна и общеизвестна. Кроме того, в диспозиции ст. 24.4 КоАП нет прямого указания на предупреждение как на условие административной ответственности.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.6 ПИКоАП за дачу заведомо ложного объяснения свидетель несет ответственность, аналогичное положение в отношении потерпевшего содержится в ч. 8 ст. 4.2 ПИКоАП.

II. Заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения.

Одним из поводов для начала административного процесса является заявление физического лица (п. 1 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП). Начало административного процесса является первой стадией административного процесса, цель которой — установление правовых оснований для начала осуществления процессуальных действий в полном объеме, включая применение мер административного принуждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 ПИКоАП для начала административного процесса, кроме повода, необходимо и основание, т.е. достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Таким образом, заявление физического лица становится поводом к началу административного процесса только тогда, когда оно содержит информацию, указывающую на совершение деяний, подпадающих под признаки какого-либо административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП.

Заявление об административном правонарушении может быть сделано в устной или письменной форме.

Письменное заявление должно содержать:

наименование государственного органа, уполномоченного вести административный процесс;
фамилию, имя, отчество заявителя, его место жительства;
изложение сути заявления: сведения о лице, совершившем, по мнению заявителя, административное правонарушение; сведения о действии (бездействии), содержащем признаки административного правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП, и их последствиях; указание на документы и иные доказательства, подтверждающие совершение административного правонарушения;
личную подпись гражданина (заявителя).
Частью 5 ст. 9.2 ПИКоАП определено, что анонимное заявление не может служить поводом к началу административного процесса. Вместе с тем орган, ведущий административный процесс, не должен игнорировать анонимную информацию, указывающую на противоправный характер события.

Устное заявление заносится в протокол (устного заявления), который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности (ч. 2 и 4 ст. 9.2 ПИКоАП).

Заявитель предупреждается об административной ответственности за заведомо ложное заявление, о чем расписывается в протоколе (ч. 3 ст. 9.2 ПИКоАП).

Заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения — умышленное сообщение (как в письменной, так и в устной форме) в орган, ведущий административный процесс, сведений, не соответствующих действительности:

о совершении административного правонарушения;
о готовящемся административном правонарушении;
об административном правонарушении, которое в действительности не совершено;
о лице, совершившем административное правонарушение.
Таким образом, заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения содержит сведения только обвинительного характера.

III. Заведомо ложное заключение эксперта.

Экспертиза проводится специалистами экспертных учреждений либо другими лицами, обладающими необходимыми знаниями, с их согласия (ч. 2 ст. 10.16 ПИКоАП).

Экспертом в соответствии со ст. 4.7 ПИКоАП является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы.

Заключение эксперта в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 ПИКоАП является источником доказывания и оформляется отдельным процессуальным документом. Основу экспертных возможностей составляют знания эксперта в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сфер деятельности. Квалификация эксперта в той либо иной сфере подтверждается соответствующим свидетельством на право производства тех либо иных экспертиз.

Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и резолютивной. Во вводной части указаны: кем, где проводится экспертиза, подпись о разъяснении прав и обязанностей эксперта и ответственности за заведомо ложное заключение эксперта и т.д. В исследовательской части раскрываются порядок и результаты исследования доказательств. В заключительной части содержатся выводы эксперта по поставленным перед ним вопросам и его подпись.

Эксперт дает заключение от своего имени, по своему внутреннему убеждению и несет за него личную ответственность. Выводы эксперта не должны касаться юридической оценки совершенного правонарушителем противоправного деяния.

Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами. На каких бы точных научных данных ни был основан экспертный вывод, он не может считаться обязательным для суда, органа, ведущего административный процесс. В ч. 2 ст. 6.7 ПИКоАП специально оговорено, что заключение эксперта не является обязательным для суда, органа, ведущего административный процесс, однако несогласие с заключением эксперта должно быть ими мотивировано.

Кроме обычной экспертизы в ПИКоАП выделены и особые процессуальные ее виды:

дополнительная и повторная экспертизы (ст. 10.22 ПИКоАП);
комиссионная экспертиза (ст. 10.23 ПИКоАП);
комплексная экспертиза (ст. 10.24 ПИКоАП).
Ложность заключения эксперта заключается в заведомо неправильном (не соответствующем действительности) выводе по поставленным перед ним вопросам либо по всему заключению в целом, например:

умалчивание при исследовании существенных фактов и признаков объекта;
искажение описания признаков объекта при их исследовании;
неправильное описание при исследовании фактов и признаков исследуемого объекта;
заведомо неправильная оценка установленных при исследовании фактов и признаков и т.п.
Мотивы дачи экспертом заведомо ложного заключения достаточно различны, и ими могут быть: корыстная заинтересованность, ревность, карьеризм, жалость, родственные отношения и т.п.

Если же эксперт в результате исследования приходит к неправильному выводу вследствие заблуждения, научной неподготовленности, небольшого практического опыта, некомпетентности, невнимательности, спорных научных положений, он не подлежит привлечению к административной ответственности. Как правило, в подобных случаях к нему применяются меры дисциплинарной ответственности. Однако п. 3 ч. 4 ст. 4.7 ПИКоАП обязывает эксперта отказаться от дачи заключения, если представленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта, а в ч. 3 ст. 10.20 ПИКоАП закреплено положение: «Если эксперт убеждается, что поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или предоставленные ему материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены, либо если состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированное сообщение о невозможности дачи заключения и направляет его в орган, ведущий административный процесс и назначивший экспертизу».

В соответствии с ч. 5 ст. 4.7 ПИКоАП за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии с КоАП.

IV. Заведомо неправильный перевод, сделанный переводчиком по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 4.9 ПИКоАП переводчиком является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, и участвующее в процессуальных действиях в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется административный процесс, а равно для перевода письменных документов. Переводчиком в соответствии с ПИКоАП считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками.

Таким образом, необходимость участия переводчика в административном процессе возникает, когда лицо, в отношении которого ведется процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники не владеют русским или белорусским языками. Указанное положение требует, чтобы все процессуальные действия с участием данных лиц проводились только с участием переводчика, а протоколы процессуальных действий переводились на известный им язык.

Как правило, переводчик должен ориентироваться в сфере юридической лексики, чтобы правильно интерпретировать и объяснять суть процессуальных действий и решений по делу, в ином случае переводчик должен отказаться от участия в деле, что прямо предусмотрено его обязанностями (п. 2 ч. 4 ст. 4.9 ПИКоАП).

Заведомо ложный перевод заключается в полном или частичном искажении смысла письменной или устной речи при переводе с одного языка на другой, в том числе с использованием знаков глухонемых, имеющий значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.9 ПИКоАП переводчик за заведомо неправильный перевод, отказ либо уклонение без уважительных причин от выполнения возложенных на него обязанностей несет ответственность, предусмотренную КоАП.

Состав правонарушения формальный. Правонарушение признается оконченным на стадии начала административного процесса или подготовки дела к рассмотрению с момента:

подписания потерпевшим или свидетелем протокола опроса или иного процессуального действия с их участием;
доведения до адресата ложных сведений о совершении административного правонарушения или подписания заявителем протокола устного заявления;
предоставления экспертом подписанного им заключения органу, ведущему административный процесс;
удостоверения переводчиком протокола опроса или иного процессуального действия, произведенного с его участием, или предоставления переводчиком органу, ведущему административный процесс, переведенного документа.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении указанное правонарушение будет оконченным с момента:

окончания дачи объяснений свидетелем или потерпевшим;
оглашения экспертом содержания заключения;
окончания перевода или предоставления суду, органу, ведущему административный процесс, переведенного документа.
Субъектом правонарушения может являться:

вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста;
свидетель;
потерпевший;
эксперт;
переводчик.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что дает органу, ведущему административный процесс, ложные объяснения (свидетель или потерпевший), либо сообщает сведения, не соответствующие действительности, либо представляет ложное экспертное заключение (эксперт), либо осуществляет неправильный перевод (переводчик) и желает поступать подобным образом.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин или административного ареста.

Органами, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.4 КоАП, являются:

единолично судья районного (городского) суда (ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП);
единолично судья хозяйственного суда (ч. 2 ст. 3.2 ПИКоАП);
органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ч. 1 ст. 3.7 ПИКоАП).

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 25.4. Заведомо ложные объяснение, заявление, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод
Заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении, а равно заведомо ложное показание свидетеля, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод при осуществлении конституционного судопроизводства –влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

далее
Дела судебныеСтатьи

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР

Брачный договор

Брачный договор (далее БД) – это соглашение между супругами или парой, которая вступает в брак, в отношении имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей супругов во время брака и после расторжения.
Статья 13 Кодекса РБ о браке и семье регулирует всё, что касается брачного договора. Такое соглашение в нашей стране не является обязательным и заключается по желанию супружеской пары.
Имущество, которое нажито совместно мужем и женой в браке, является их общим и, соответственно, супруги имеют равные права на него в независимости от того, на кого оно оформлено или кем было приобретено. Собственность, приобретенная после вступления в брак, становится общей, совместно нажитым автоматически с момента узаконивания брачного союза. Одним из условий является отсутствие БД. Это связано с тем, что в этом документе могут быть прописаны определённые отношения.
Когда можно заключить?
Брачный договор разрешено заключать с 18 лет, но возможно и ранее, но только по решению суда. В данном случае суд может признать или не признать дееспособным несовершеннолетнее лицо, но обязательно достигшее 16 лет.
Особенности заключения
Для заключения БД необходимо обратиться к нотариусу. За консультацию необходимо будет заплатить 1 базовую величину, а за оформление и его нотариальное удостоверение – 6 базовых величин.
Документ оформляется в 3-ёх экземплярах. Один из них остаётся у нотариуса, второй выдаётся мужу, третий – жене.
Для оформления вам понадобиться: документ, удостоверяющий личность, заполненное заявление и квитанция об оплате услуги нотариуса. Если в БД будут включены условия касательно имущества, то вам понадобится выписка из регистрационной книги.
Что может быть прописано в брачном договоре?
Брачный договор заключается в отношении имущества нажитого:
во время брака;
в период брака до подписания документа.
Брачный договор может содержать в себе:
права и обязанности супругов по содержанию друг друга в период брака и после развода;
информацию о разделе совместно нажитого имущества и порядок его раздела после расторжения брака;
ответственность за неисполнение действующих требований, описанных в договоре;
условия, при которых устанавливается доля собственного каждого супруга на всё имущество или на отдельные виды имущества;
условия, согласно которым общее имущество не может быть таковым, так как за счёт личного имущества супруга или за счёт совместного имущества будет увеличена ценность этого имущества. Например, будет произведён основательный ремонт, реконструкция постройки и др.
информацию об оказании материальной поддержки или обеспечении супруга в случае наступления нетрудоспособности, инвалидности или после развода;
другие вопросы о взаимоотношении супругов. Например, касательно семейных расходов, методов и форм воспитания детей, а также о порядке общения между детьми и родителем в случае развода. Данные вопросы не должны нарушать прав, свобод и интересов других лиц и не противоречить законодательству РБ.
Срок действия
Срок брачного договора зависит от:
определённого срока прав и обязанностей, прописанных в нём;
наступления или не наступления определённых условий.
БД прекращает своё действие после того, как расторгнут брачный союз. Но может действовать после расторжения и до момента исполнения прав и обязанностей, прописанных в этом соглашении.
Несколько «нельзя» в отношении договора оформить по доверенности прописать условия, которые ставят мужа или жену в неблагоприятное положение изменить или расторгнуть одним из супругов отказаться от договорных обязательств в одностороннем порядке нарушать права и свободы членов семьи и других людей.
Каждая пара, вступая в брак, сама определяет, необходим ли им брачный договор. Для некоторых он всё же является ответственным подходом при решении различного рода вопросов, а для некоторых – не доверительным отношением между супругами.

Брачный договор
г._
«» ____ _ г. Гражданин Республики Беларусь _______________________ и гражданка Республики Беларусь _____________________, именуемые далее «Супруги», добровольно, по взаимному согласию, вступая в брак в целях урегулирования взаимных имущественных прав и обязанностей как в браке, так и в случае его расторжения, заключили настоящий брачный договор о нижеследующем:

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
    1.1. Супруги договариваются о том, что на все имущество, нажитое супругами совместно в браке , независимо от того на чьи доходы оно было приобретено, устанавливается режим совместной собственности. Для отдельных видов имущества, специально указанных в настоящем договоре или дополнении к нему, может устанавливаться иной режим.
    1.2. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам является его собственностью.
    1.3. К моменту заключения настоящего договора гр. __ принадлежит следующее имущество:
  • квартира общей площадью _ кв. метров, находящаяся по адресу: __________________________________________________;
  • автомобиль , двигатель No. , кузов No. , государственный номер _, зарегистрированный в __;
  • предметы мебели согласно прилагаемому к договору списку;
  • золотые и серебряные украшения, а также ювелирные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней согласно прилагаемому к договору списку;
  • гараж для автомобиля, расположенный по адресу __ _____________________________________________________.
    Гр. ________________________ к моменту заключения настоящего договора принадлежит следующее имущество:
  • _______________________________________________;
  • _______________________________________________;
  • _______________________________________________;
  • _______________________________________________.
    1.4. К общему имуществу, нажитому во время брака, относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального назначения. Владение и пользование общим имуществом осуществляется по обоюдному согласию.
    1.5. Право на общее имущество принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
    1.6. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие) , за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов признаются собственностью того супруга, который им пользовался.
    1.7. Доходы целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья или иного повреждения здоровья и т.п.) признаются собственностью супруга, которому они выплачены.
    1.8. Супруги вправе распоряжаться общим имуществом по взаимному согласию. Согласие супруга на совершение другим супругом сделки с общим имуществом предполагается, если другой супруг не выскажет возражений против сделки до ее совершения. Для совершения сделок с недвижимым имуществом (в том числе с квартирами, жилыми и нежилыми помещениями, земельными участками и т.п.), транспортными средствами и иным имуществом, сделки с которым подлежат нотариальному удостоверению или государственной регистрации, необходимо предварительное письменное согласие другого супруга. Если сделка по соглашению сторон или в силу закона совершается в нотариальной форме, согласие другого супруга на совершение такой сделки также должно быть нотариально удостоверено. Предварительное письменное согласие другого супруга необходимо при отчуждении и приобретении имущества, если сумма сделки превышает __ рублей, независимо от вида имущества, в отношении которого совершается сделка.
    1.9. В любой момент в период брака супруги по взаимному соглашению вправе изменить установленный настоящим договором режим совместной собственности.
  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
    2.1. Каждый супруг обязан проявлять надлежащую заботу о совместном имуществе и об имуществе, принадлежащем другому супругу, принимать все необходимые меры для предотвращения уничтожения или повреждения имущества, а также для устранения угрозы уничтожения или повреждения, в том числе — производить необходимые расходы как за счет общих денежных средств, так и за счет иных доходов.
    Каждый супруг обязан соблюдать права и законные интересы другого супруга, установленные настоящим брачным договором и законом, как в браке, так и после его расторжения,
    2.2. Супруги обязаны воздерживаться от заключения рискованных сделок. Под рискованными сделками понимаются сделки, невыполнение обязательств по которым может привести к утрате значительной части совместного имущества либо к существенному сокращению доходов супругов.
    2.3. Каждый из супругов имеет право пользоваться имуществом другого супруга, принадлежавшим ему до вступления в брак, в соответствии с назначением имущества.
    2.4. В период брака каждый из супругов вправе распорядиться принадлежавшим ему до брака имуществом по своему усмотрению, Однако доходы по таким сделкам супруги признают общей совместной собственностью.
    2.5. Каждый из супругов обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, изменении или о расторжении настоящего брачного договора.
    2.6. В случае расторжения брака имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак в массу имущества, подлежащую разделу, не входит.
    2.7. При расторжении брака общее имущество подлежит разделу в равных долях.
  2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ
    3.1 Каждый из супругов несет ответственность в отношении принятых на себя обязательств перед кредиторами в пределах принадлежащего ему имущества. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества, для обращения на нее взыскания.
    3.2. Супруг не несет ответственности по сделкам, совершенным другим супругом без его согласия.
    3.3. На общее имущество взыскание может быть обращено лишь по общим обязательствам супругов. При недостаточности этого имущества супруги несут по указанным обязательствам солидарную ответственность своим имуществом.
    3.4. Ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, определяется Гражданским законодательством.
  3. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
    4.1. Настоящий договор вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
    4.2. Настоящий договор подлежит нотариальному удостоверению.
    4.3. Действие договора прекращается в момент государственной регистрации расторжения брака.
    4.4. Супруги вправе в любой момент внести в настоящий договор изменения и дополнения. Односторонний отказ от исполнения настоящего договора не допускается.
    4.5. Все спорные вопросы, которые могут возникнуть в период действия настоящего договора, в случае недостижения супругами согласия, разрешаются в судебном порядке.
    Подписи сторон:
    Гр. ______________________________________________,
    паспорт: серия ____, N _, выдан __
    _______________________________________________________,
    адрес: _________________________________________________
    _________
    (подпись)
    Гр. ______________________________________________,
    паспорт: серия ___, N _, выдан ___
    _______________________________________________________,
    адрес: _________________________________________________
    __________
    (подпись)
    КОММЕНТАРИИ:
    Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака.
    Брачный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
    В брачном договоре супруги вправе определить лишь имущественные права и обязанности как в браке, так и в случае его расторжения. Иные права и обязанности супругов регулированию брачным договором не подлежат.
    В брачном договоре супруги вправе:
  • установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов;
  • определить долю каждого из супругов в принадлежащем им имуществе;
  • определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;
  • установить способ участия в доходах друг друга;
  • определить порядок несения каждым из них семейных расходов, а также любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов, но не противоречащие закону и не ущемляющие интересы другого супруга.
далее