“Создать настоящую семью — как выясняется, самое сложное дело в жизни!» В.Ф.Черепанов
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получая в семь уроки добра и зла. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру. На характер семейного воспитания важное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры. Они определяют эмоциональное и деловое состояние семьи, ее микроклимат. На характер воспитания ребенка в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых несет в себе социально – педагогические возможности. Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье различные ценностные ориентации. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые могут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать трудности преграды, встречающиеся на жизненном пути. В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительское отношение к жизни, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям. Важную роль в семейном воспитании играет авторитет родителей – это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери.
«Материнская любовь слепа» — гласит народная пословица. Всепоглощающая любовь заставляет родителей оправдывать недостатки ребенка, его проступки, воспринимая их как случайные, или, что хуже, объяснять их формированием положительных черт характера. И тогда в грубости и упрямстве мальчика они видят признак будущего мужества и настойчивости, а в капризах девочки — будущую женственность. Корень воспитательной порчи, по меткому выражению русского демократа Н. В. Шелгунова, заключается в чадолюбии. Слепая родительская любовь превращает ребенка в кумира, его ограждают от забот и трудов, потакают прихотям, захваливают и даже учатся за него, создают безоблачную жизнь своему чаду. На самом деле родители готовят своим детям тяжелую судьбу. Ребенок вырастет эгоистом, белоручкой, человеком, не приспособленным к жизни.
Эгоистичные, избалованные дети требуют к себе исключительного внимания, ухода за собой, принимая все услуги как должные. Отношения этих детей с взрослыми двойственны: пока те потакают им, они ласковы, как только появляются запреты, — они становятся грубы и дерзки. С родными внешне вежливы, но невнимательны к их переживаниям. У таких детей, которым все позволено, очень часты конфликты со сверстниками, поскольку у них не развиты навыки самоограничения. Особую неприязнь они вызывают тем, что по всякому пустяку жалуются взрослым. Они преувеличенно чувствительны, громко плачут, обвиняют всех в несправедливости, а в отношении себя они очень снисходительны.
Ребенок ни в коем случае не должен стать явным центром внимания и заботы семьи. Лучшим вариантом будет тот, если в центре внимания окажется мать. Она обо всех заботится — так и должно быть при правильной организации семьи. Отец и старшие дети выражают ей свои добрые чувства, и этим примером учат малыша заботиться о других.
Любовь — это чувство взаимное. Односторонняя любовь порождает эгоизм. Не научите детей любить, будете страдать на старости лет.
Притча. «ТРУДНОСТИ».
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла — расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать. Вот так, Неразумные родители — БАЛУЯ детей, ЖАЛЕЯ детей, ОБЕРЕГАЯ их от Трудностей, всё делая за детей – ДЕЛАЮТ детей — СЛАБЫМИ и Неспособными — к Самостоятельной, Взрослой жизни – и потому ЖИЗНЬ – легко ЛОМАЕТ и губит этих Избалованных, ленивых, эгоистичных детей – поэтому они ничего доброго – НЕ МОГУТ добиться в жизни…
Многие из бабушек и дедушек, думают, что их это не касается, однако «взглянем правде в глаза»:
Как «отжимают» ребенка у отца бабушки и дедушки.