Сегодня, в понедельник, 5 октября 2009 года, в 16.00, состоится «круглый стол», инициатором которого выступает Редакция газеты «Советская Беларусь».
Тема: «Дело для настоящих мужчин» — о роли отца в современной семье, о правах родителей на воспитание детей и праве ребенка стать полноценным членом общества (рабочая версия).
Примерный перечень вопросов для обсуждения:
1. Роль отца в воспитании детей. Характерна ли для Беларуси проблема неравенства мужчин и женщин в правах на воспитание детей?
2. Проблемы, с которыми сталкиваются отцы, состоящие в разводе, которые желают, но по каким-то причинам не могут получить доступ к воспитанию собственных детей. Почему суды чаще всего отказывают отцам в праве на воспитание детей? Существует ли негласный принцип “презумпции виновности” отцов?
3. Как сказывается на психологии ребенка конфликт между его родителями за право претендовать на его воспитание и совместное проживание с ним?
4. Может ли одинокий мужчина усыновить ребенка? Есть ли в нашей стране такие прецеденты?
5. Как повысить авторитет отца в глазах общества? Существуют ли какие-то объективные обстоятельства, которые мешают мужчине состояться в этом качестве?
Список участников:
1. Поспелова Наталья Станиславовна, директор Национального центра усыновления Министерства образования.
2. Туровец Андрей Анатольевич, заведующий Минским центром социального обслуживания семьи и детей (инициатор «папа-школ» в Беларуси).
3. Кочерва Олег, руководитель «Клуба любящих отцов».
4. Бакулин Олег Викторович, руководитель «Ассоциации защиты прав отцов и детей».
Тезисы концепции РОО «Клуб любящих отцов» по теме круглого стола «Дело для настоящих мужчин».
1. Роль отца в воспитании детей по своему значению не меньше и не больше роли матери. Отец – биологическая случайность и социальная необходимость.
В нашем обществе роль отца размыта, что привело к девальвации института отцовства. Рост феминизма и интеграция женщин в процессы развития общества повлияли на эту ситуацию.
Воспитание детей всецело отдано женщинам: няньки, воспитательницы в саду, учительницы в школе, мамы и бабушки дома. На фоне этого полноценное отцовское воспитание имеет особо важное значение, потому что отсутствие отца ведет к неизбежным нарушениям процесса воспитания и социализации ребенка. Но к сожалению роль отца в семье сведена до роли обеспечителя жизнедеятельности ячейки общества, а роль дистанционного отца сведена к выплате алиментов. И страшно то, что белорусские отцы с этим мирятся.
Отцы педагогически некомпетентны, не заинтересованы в процессе воспитания ребёнка. Их бедное, эмоционально бледное и редкое общение с ребёнком и приводит к латентной безотцовщине, т.е. де-юре отец в семье наличествует, а де-факто он не выполняет социальную миссию отца.
Проблема неравенства в правах мужчин и женщин на воспитание детей произрастает из отсутствия у мужчины права репродуктивного выбора: женщина самолично принимает решение станет ли тот или иной мужчина отцом в биологическом смысле слова. Если женщина не хочет стать матерью, то только у неё есть право на аборт. А если она решила стать матерью. То ей глубоко безразлично, созрел ли биологический отец ребёнка стать социальным отцом., но финансировать её выбор алиментами она его заставит. В менталитете нашей страны женщина изначально считает себя главной в воспитании ребёнка, а государство и общество фактически поддерживает её в этом, хотя законодательно права уравнены.
2. Презумпция недоверия при установлении местожительства ребёнка при разводе к отцу незаконна. Но она очевидна по статистике судебных решений в пользу матерей. Дистанционная мать – нонсенс белорусского общества, но это не есть хорошо. Традиционное оставление ребёнка с матерью уже стало ущербным. Образ женщины-матери всегда свят. Но не замечать теневые стороны этого прекрасного ореола неправильно и необъективно. Злоупотребления авторитетом и привилегиями материнства – это уже не отдельные досадные исключения, а серьёзный социальный фактор, который не может не вызывать тревогу и озабоченность. Суды обязаны пересмотреть свою политику при рассмотрении дел этой категории.
Дистанционные отцы полностью зависимы в своих контактах с детьми от воли матерей. И никакое судебное решение эту проблему не решит по существу, пока матери не осознают, что для полноценного воспитания ребёнка и формирования его как личности необходимы усилия обоих родителей. Нельзя роль дистанционного отца сводить к выплате алиментов.
Материальный шантаж отца за право общения со своими детьми стал совершенно обычным делом. А если измученный отец осмелится в судебном порядке получить график общения со своим ребёнком, то разозленная мать может так настроить ребёнка, что он сам откажется от общения с отцом.
3. Ребёнок – заложник отношений между родителями. Конфликтная ситуация однозначно психологически травмирует ребёнка. Это фактическое насилие над ребёнком: заставить его выбрать одного родителя. Ему нужны оба: и мама, и папа. Но если развод состоялся. То ребёнок должен жить там, где ему психологически комфортнее, чтоб менее безболезненно пережить разъезд родителей. Компромиссы и консенсусы – это единственно верный путь разъехавшихся родителей. Надо жертвовать своими амбициями, потому дети всегда должны чувствовать любовь, внимание и заботу родителей, на каком бы расстоянии от них они не находились: в соседней комнате или в другой стране!
Обе стороны должны понимать, что с ребёнком развестись нельзя! Женщины чаще показывают деструктивное поведение в пред и постразводном состоянии. Новые проблемы у дистанционного отца возникают, когда мать его ребёнка выходит замуж. Женщина чаще ищет себе мужа и потом пытается сделать его новым отцом своему ребёнку, а мужчина прежде ищет мать своему ребёнку и только потом решает вопрос о браке с ней. А ребёнок опять насилуется тем, что в доме появляется чужой дядя, которого некоторые мамы заставляют называть папой.
4. Одинокий мужчина должен иметь право на усыновление. Тысячи одиноких матерей справляются, так дайте возможность мужчине быть отцом, тем более если он того хочет и готов решиться на такой шаг.
5. Необходимо ввести в моду успешное отцовство, реабилитировать отцов, разнообразить их роль в семье, повернуть отцов лицом к детям, т.е. изменить модель отцовства в обществе.
Современные отцы хотят и могут воспитывать детей.
Государство должно поддержать институт отцовства созданием законодательной базы, которая будет объективно реализовываться госорганами и учреждениями, в чьей компетенции находятся вопросы поднятой проблематики.
Требуется создание институту правовой ответственности для того родителя, который препятствует осуществлению своих родительских прав другим родителем. Понятно, что в большей мере это ограничит беспредел со стороны матерей, которым наплевать на интересы ребёнка ради удовлетворения своих амбиций.
Необходимо создание центров проблемных (кризисных) ситуаций для мужчин по проблемам отцовства, наш клуб сейчас работает над создание такого центра.
Надо проводить массированные пиар-компаний, конференции, семинары и т.д. в поддержку институту отцовства и формирование позитивного имиджа отца, а также по обмену отцовским опытом.
Надо вернуть в школу мужчин-учителей.
Учреждение и праздника День Отца, и наград для совершивших отцовский подвиг.
Искусству быть отцом можно и должно учиться. Папа-школы в различных интерпретациях этому должны способствовать.
Вести подготовку мальчиков к усвоению отцовской роли.
Необходим патронаж институту отцовства в лице одного из руководителей страны.
Генсек ООН Пан Ги Мун в 2008 году призвал создать социальную среду, которая содействовала бы повышению значения института отцовства.
Наш клуб выступает не за реанимацию патриархальной семьи, а за семью на условиях гендерного равенства.